Коротко о Хадже и Умре

1. Хадж − один из пяти столпов ислама

Совершение хаджа было вменено в обязанность в 9 г. х. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хадж один раз. Его хадж получил название “хаджат аль-вада‘” (прощальное паломничество).

2. Суждение о хадже и умре

Совершение хаджа и умры обязательно один раз в жизни.

Ниже перечислены обязательные условия действительности хаджа и умры:

1. Исповедание ислама.

2. Наличие разума.

3. Достижение возраста половой зрелости.

4. Статус свободного человека.

5. Наличие соответствующих возможностей (имеется в виду наличие припасов и средств передвижения).

Хадж и умра женщины будут действительными лишь в том случае, если она совершит их в сопровождении мужа или кто-нибудь из близких родственников, за которого её по шариату нельзя выдавать замуж, например, отца или молочного брата.

3. Микаты

Микатом называется такое место, в котором паломники входят в состояние ихрама. Всего насчитывается пять микатов для паломников, направляющихся в Мекку из разных стран.

Хадж совершается в месяцы шавваль, зу-ль-ка‘да и зу-ль-хиджа. Вхождение в состояние ихрама до наступления шавваля или после завершения отводимых для совершения обрядов хаджа дней месяца зу-ль-хиджа делает хадж недействительным.

4. Ихрам

Словом “ихрам” обозначается намерение человека приступить к совершению обрядов хаджа.

Согласно сунне человеку, желающему вступить в состояние ихрама, следует совершить полное омовение, очиститься, снять свою одежду и надеть белые и чистые изар и накидку. Вступать в состояние ихрама предпочтительно после обязательной или добровольной молитвы.

Желательно, чтобы, вступая в состояние ихрама, паломник вслух заявил о том, какой из видов хаджа он намеревается совершить, − хадж ат-таматту‘ (этот вид хаджа является наиболее предпочтительным), хадж аль-ифрад или хадж аль-киран.[1]

После вступления в состояние ихрама паломник должен начать произносить тальбийу, иначе говоря, произносить слова: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/»

Желательно произносить тальбийу как можно чаще. Мужчины должны произносить её слова вслух, тогда как женщинам желательно делать это тихо.

5. Что запрещается делать паломнику

а) мужчинам запрещается носить скроенную одежду;

б) сбривать волосы;

в) подстригать ногти;

г) мужчинам запрещается покрывать голову;

д) заключать браки;

е) совершать половые сношения;

ж) убивать дичь на охоте;

з) использовать благовония.

6. Искупление за нарушение запретов во время паломничества

Если паломник, находящийся в состоянии ихрама, сбреет волосы, или подстрижёт ногти, или наденет скроенную одежду, или покроет голову, или использует благовония, для искупления этого он может по собственному выбору либо поститься в течение трёх дней, либо оделить едой шестерых нуждающихся, выдав каждому из них по одному мудду[2] пшеницы или по половине са‘[3] других продуктов, либо принести  в жертву овцу.

Если паломник убьёт на охоте животное или же оно умрёт в его руках, ему следует принести в жертву животное, подобное этому. Так, например, тот, кто убьёт газель, должен принести в жертву козу и так далее. В том случае, когда у паломника нет возможности принести в жертву животное, подобное тому, что было убито им, его следует оценить, а потом купить на эту сумму по одному мудду пшеницы или по половине са‘ других продуктов еду для шестерых ? нуждающихся, либо поститься в течение дня за каждого из них.

Вид за-                                        Искупительное                    Примечания

претного                                        действие

Ношение скро-                   Паломнику предоставля-           Если паломник

енной одежды;                    ется на выбор одно из                совершит эти

использование                    трёх:                                             действия по

благовоний; по-                 1. Пост в течение трёх                 забывчивости,

крывание голо-                   дней                                              искупать их он

вы; подстрига-                   2. Кормление шести                     не обязан.

ние ногтей.                         нуждающихся

3. Принесение в жертву

овцы

Убийство жи-                     Принесение в жертву по-

вотного на                           добного животного. Если

охоте                                    паломник не имеет воз-

можности сделать это, он

должен оценить убитое

им животное и купить на

эту сумму еду для нужда-

ющихся или же соблюдать

пост в течение одного дня

за каждого нуждающего-

ся.

Совершение           Если паломник совершит

полового                 половое сношение до эта-

сношения                па, именующегося “тахал-

люль авваль”[4], его хадж

станет недействительным.

В подобном случае чело-

век должен:

1. Завершить обряды свое-

го недействительного

хаджа.

2. Возместить недействи-

тельный хадж в следу-

ющий раз.

3. Принести в жертву ко-

рову или верблюда, а

мясо распределить сре-

ди бедняков, живущих

на территории харама

Мекки.

6. Жертвенный скот паломника, совершающего “хадж ат-таматту‘” или “хадж аль-киран”

Паломник, который совершает “хадж ат-таматту‘” или “хадж аль-киран”, должен принести в жертву овцу, или одну седьмую часть верблюда,[5] или одну седьмую часть коровы. Если человек не имеет возможности принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджа и ещё семь дней после возвращения домой.

Столпы (аркан) и обязательные элементы (ваджибат)    хаджа и умры

Насчитывается четыре столпа хаджа

1. Вступление в состояние ихрама.

2. Стояние на ‘Арафате.

3. Таваф аль-ифада (обход Каабы, который паломники совершают в десятый день месяца зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины).

4. Са‘й − ритуальный бег паломника, который должен семь раз преодолеть расстояние между холмами ас-Сафа и аль-Марва.

Насчитывается семь обязательных элементов хаджа:

1. Вхождение в состояние ихрама в соответствующем микате.

2. Стояние на ‘Арафате до захода солнца.

3. Пребывание в долине Муздалифа до середины ночи.

4. Пребывание в долине Мина во время дней ташрика.

5. Побивание каменных столбов камнями.

6. Обривание или укорочение волос головы.

7. Прощальный обход Каабы (таваф аль-вада‘).

Как совершаются хадж и умра

Когда паломник, совершающий хадж или умру, прибывает к своему микату, он должен снять скроенную одежду. После этого ему желательно совершить полное омовение, очиститься и умаститься благовониями, а потом облачиться в ихрам, состоящий из изара и накидки. Женщина может выбрать одежду по своему усмотрению. Единственное условие состоит в том, что она не должна выставлять на всеобщее обозрение свою красоту.

После этого паломник, совершающий хадж, должен определить, какой из трёх видов хаджа − хадж ат-таматту‘, хадж аль-ифрад или хадж аль-киран − он будет совершать.

Лучшим видом хаджа является хадж ат-таматту‘[6]. Человек, который совершает хадж такого вида, должен вступить в состояние ихрама в один из месяцев хаджа и сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру, после которой совершу хадж! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан мутаматти‘ан би-ха иля-ль-хадж!/»

Человек, который совершает хадж аль-ифрад, то есть один лишь хадж без совершения умры, должен войти в состояние ихрама и сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хадж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджан!/»

Человек, который совершает хадж аль-киран[7], должен войти в состояние ихрама для совершения умры и хаджа и сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хадж! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан ва хаджан!/» − после чего начать произносить тальбийу. Человеку, который совершает хадж аль-киран, желательно, по возможности, вступить в Мекку со стороны верхней части города.

После этого паломник, который совершает хадж ат-таматту‘ или умру, должен семь раз обойти Каабу, как полагается поступать паломнику, совершающему умру. Что же касается паломника, совершающего хадж аль-киран или хадж аль-ифрад, то он совершает семикратный обход в честь прибытия к Каабе. Обход, который следует начинать и завершать у Чёрного камня, совершается против часовой стрелки. После этого паломник совершает молитву в два раката позади места Ибрахима, а затем переходит к холму ас-Сафа, откуда начинает совершать ритуальный бег (са‘й) и семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и аль-Марва. После этого паломник, который совершает хаджж ат-таматту‘ или умру, должен укоротить волосы и выйти из состояния ихрама, чем и завершается его умра.

Паломники, совершающие хадж аль-киран или хадж аль-ифрад, остаются в состоянии ихрама до дня праздника жертвоприношения. В 8-й день месяца зу-ль-хиджа (йаум ат-тарвийа) паломник, совершающий хаджж ат-таматту‘, снова входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился. Жители Мекки входят в состояние ихрама на территории Мекки, после чего направляются в Мину, где проводят 9-ю ночь месяца зу-ль-хиджа вместе с остальными паломниками.

С восходом солнца в 9-й день месяца зу-ль-хиджа паломники направляются к ‘Арафату. Местом стояния является вся прилегающая к ‘Арафату территория, за исключением вади ‘Урана.

На этом месте паломники совершают полуденную и послеполуденную молитвы, объединяя и сокращая их. Паломник должен как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами и просить Его о прощении, повернувшись лицом к кибле.

После захода солнца паломники перемещаются в долину Муздалифа, где совершают объединённую закатную и вечернюю молитвы. После этого они остаются на ночь в Муздалифе, где совершают утреннюю молитву поблизости от аль-Маш‘ар аль-Харам[8], а потом обращаются к Аллаху с мольбами, пока не станет совсем светло.

Перед восходом солнца паломники начинают перемещаться в долину Мина. Слабым, больным и женщинам разрешается покидать Муздалифу после полуночи.

Обряды, которые совершаются в день праздника

жертвоприношения

В Муздалифе или в Мине паломникам следует набрать мелких камешков. По прибытии в Мину паломники побивают семью камешками большой столб (джамрат аль-‘акаба), после чего те из них, которые совершают хадж ат-таматту‘ или хадж аль-киран, приносят в жертву свой скот. Что же касается тех, кто совершает  хадж аль-ифрад, то приносить в жертву скот он не обязан. Затем паломник обривает голову полностью или укорачивает волосы, на чём и завершается то, что именуется “тахаллюль авваль”.

Затем паломники направляются в Мекку для совершения обхода Каабы (таваф аз-зийара). В Мекке паломники, совершающие хадж ат-таматту‘, совершают ритуальный бег (са‘й). То же самое делают и совершающие хадж аль-киран или хадж аль-ифрад, если они не совершили ритуальный бег после обхода Каабы (таваф аль-кудум) в честь прибытия в Мекку. После этого паломник полностью выходит из состояния ихрама и может делать всё то, что ему запрещалось делать до этого.

Затем паломники возвращаются в Мину, проводят там дни ташрика и в первый день после полудня побивают каменные столбы, начиная с малого (аль-джамрат ас-сугра)[9], семью камешками. То же самое делается во второй и в третий из дней ташрика, если паломнику не надо спешить в обратный путь. Паломник не должен покидать Мекку, не совершив прощального обхода Каабы (таваф аль-вада‘).

Во время умры или хаджа женщина совершает те же действия, что и мужчина, если не считать того, что она может носить скроенную одежду, скрывающую её тело. Скрывать своё лицо покрывалом и надевать перчатки женщинам следует лишь в том случае, когда рядом с ней находятся посторонние мужчины. Если у женщины продолжаются месячные или послеродовое кровотечение, она не должна совершать обход Каабы, пока не очистится. Кроме того, женщины, у которых  продолжаются месячные или послеродовое кровотечение, не должны совершать прощальный обход, а Аллах знает об этом лучше.


[1] Если будет угодно Аллаху, ниже мы приведём описание каждого из вышеупомянутых видов хаджжа.

[2] Мудд – мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идёт о канонических муддах периода  возникновения  ислама, объём которых составлял от 1,053 до 1,055 литра.

[3] Канонический са‘ равен четырём муддам или же 4,212 литра.

[4] “Тахаллюль авваль” − совершение двух из трёх нижеперечисленных действий: побивания камнями большого столба (джамрат аль-‘акаба), бритья головы или укорочения волос, обхода Каабы, который паломники совершают в десятый день зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трёх вышеперечисленных обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать всё, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений.

[5] Имеется в виду, что верблюд или корова покупаются вскладчину семью паломниками, после чего животное приносится в жертву.

[6] В этом случае паломник сначала совершает умру, а потом выходит  из состояния ихрама, снова входя в него в  восьмой  день  месяца зу-ль-хиджа для совершения обрядов хаджа.

[7] Хадж аль-киран − совершение умры и хаджа, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего того, что запрещается делать паломникам.

[8] Аль-Маш‘ар аль-Харам − название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджа.

[9] Этот столб находится поблизости от мечети аль-Хайф.

Связанные записи

Об авторе

Имам опубликовал на блоге 235 записей.

Оставить комментарий или два

Введите цифры:

"));