Имам аш-Шатыби и "Маувлид", групповой зикр, групповое дуа после намаза и др.

Заметка:

Читаю книгу “аль-Иътисам”, Имама, Ибрагима ибн Мусы аш-Шатыби аль-Малики аль-Ашари, умер в 790 г. в Андалусии.

Книга – клад! Читаешь вступление Имама, и понимаешь, что распространение Сунны всегда наталкивалось на невежд, отстаивающих свои обычаи и традиции, которые они привыкли относить к Исламу. И мало того, эти невежды еще пытались оклеветать следующего Сунне и сторонящегося новшеств в том, что якобы он не любит поклонение, не любит “зикр”, не считает полезным “дуа” и т.п.

Имам аш-Шатыби говорит: “…Иногда меня даже обвиняли в том, что я, якобы считаю “дуа” не приносящим пользу. И все это из-за того, что я, совершив намаз имамом, не считаю нужным, постоянно в конце намаза делать групповое “дуа”. Далее я поясню, что это противоречит тому, на чем были праведные предшественники и Ученые…. Иногда меня даже обвиняют во вражде к “любимцам Аллаха”, за то, что я проявляю вражду к некоторым нововведенцам, противоречащим Сунне, которые как полагают (некоторые), считаются наставляющими людей к Истине. Я говорил перед народом о положении тех, кто причисляет себя к суфиям, но они даже не похожи на них. Иногда меня обвиняют в том, что я противоречу Сунне и Джамаату, и это потому что, по их мнению, Джамаат- спасшаяся группа- это то, на чем большинство. Но они даже не ведают что Джамаат,- это то, на чем был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, и последующие за ними с искренностью. Об этом я так же далее поясню. Они лгут на меня во всем этом, и вымышляют…”. 1\35-37.

Кстати аш-Шатыби, да смилуется над ним Аллах, считал “Маувлид” порицаемым новшеством. После того как он упомянул, его понимание порицаемых новшеств в поклонении, он приводит некоторые примеры этому: “…К этому так же относится: исполнение и соблюдение определенных форм и образов (в поклонении), как “групповой зикр” одним голосом, ежегодные собрания по поводу дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и т.п. К этому так же относится исполнение определенных видов поклонения в определенное время, на конкретизацию чего нет никаких указаний в Шариате, как например пост в середине месяца Шаъбан и выстаивание в молитве эту ночь”. 1\54.

Хорошая книга «Фатвы Имама аш-Шатыби» , тут и про маувлид он конкретно говорит, что это порицаемое новшество.

Связанные записи

Метки: групповой зикр, Имам аш-Шатыби, Маувлид, порицаемые новшества

Об авторе

Имам опубликовал на блоге 239 записей.

9 комментариев к “Имам аш-Шатыби и "Маувлид", групповой зикр, групповое дуа после намаза и др.”

  • leysdag | 3 марта, 2010, 11:38

    ДжазакаЛЛаху хайра! Невежество не изменилось с веками, как часто можно слышать вопрос: “Ты считаешь, что зикр – это плохо?”, или, когда услышат, что имам не прочитал басмалу в слух говорят: “Не могу понять, что плохого в словах “бисмилЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим”?”
    Боюсь, что теперь и имама Аш-Шатыби куда-нибудь “запишут”.

  • ИМАМ | 3 марта, 2010, 16:54

    Ва ийяка брат.

  • ИМАМ | 3 марта, 2010, 23:58

    Следуйте, а не измышляйте
    Хутба первая

    Хвала Аллаху, Который завершил для нас нашу религию, довёл до конца Свою милость к нам и одобрил для нас ислам в качестве религии. Я восхваляю Его и благодарю. Он ниспослал Книгу, ставшую Ясным светом, посредством которого Аллах ведёт тех, кто стремится снискать Его довольство, путями мира, выводит их из мрака к свету и наставляет на прямой путь. Это путь, ведущий к Нему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад – Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с верным руководством и истинной религией, и он донёс до них послание Господа, исполнил возложенную на него миссию и наставлял свою общину. Он оставил нас на пути, который сияет ослепительной белизной и днём, и ночью, и уклоняется от этого пути только пропащий.
    Да благословит Аллах и приветствует его самого, пречистых членов его семьи и его сподвижников, поднявших знамёна Сунны и уничтоживших нововведения, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии и шёл путём до самого Судного дня.
    Бойтесь Аллаха, о верующие, и держитесь за надёжную рукоять ислама. Следуйте Сунне вашего Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и придерживайтесь её. И остерегайтесь новоизобретённого, ибо всё новоизобретённое является нововведением, каждое нововведение – заблуждение, а каждое заблуждение ведёт в Огонь.

    О верующие! Всевышний Аллах сделал ислам совершенным, одобрил его в качестве религии для нас и довёл до конца Свою милость к нам посредством него.
    Всевышний сделал совершенной и полной Свою Книгу и Сунну Своего Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не оставив людям предлога для того, чтобы вносить в религию свои мнения и свои законы, и кто придерживается религии Всевышнего должным образом, тот ухватился за надёжную рукоять и обрёл двойное благо – благо мира этого и благо мира вечного.
    Всевышний Аллах сказал:

    «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии» (5:3).

    Всевышний также сказал:

    «Таков Мой прямой путь. Следуйте ему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:153).

    А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я (разъяснил и) повелел вам делать всё, что приближает вас к Аллаху, и запретил вам делать всё, что отдаляет вас от Аллаха» (Ат-Табарани; хадис с безупречным иснадом).
    Поклонение должно согласовываться с велениями и запретами Всевышнего и совершаться в точности так, как велит Шариат, и как поклонялся Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любое поклонение, не соответствующее этим условиям, не будет принято Всевышним. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто сделает нечто, не соответствующее нашему делу, оно будет отвергнуто. И кто внесёт в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто». Этот хадис достоверен.
    ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал о Сунне: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и правители мусульман после него оставили сунны. Следование им – свидетельство веры в Книгу Аллаха, покорности Аллаху и приверженности Его религии. Никто не имеет права вносить в них изменения, и не должно рассматриваться мнение, противоречащее им. Кто следует этим суннам, тот на верном пути, а кто противоречит им, тот следует не путём мусульман, и Аллах направит его туда, куда он направился, и оставит его гореть в Аду, и тяжкой будет его участь!».
    О верующие! Следующий любым путём, кроме пути мусульман, сталкивается с прихотями, страстями и заблуждениями, отклоняется от Истины, выходит из повиновения Всевышнему и откалывается от общины. Всевышний сказал:

    «…и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).

    Шариат узаконил определённые способы поклонения и исполнения религиозных обязанностей, определив точное место, время и число совершаемых действий, велев людям соблюдать установленный порядок и запретив нарушать его. Тем, кто соблюдает этот порядок, Всевышний обещал благо и награду, а тем, кто противоречит ему, Он обещал наказание. Аллах разъяснил нам, что соблюдение установленного Им порядка – благо, а нарушение его – зло.
    Всевышний сказал:

    «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Однако вам может быть неприятно то, в чём благо для вас, и вам может нравиться то, в чём зло для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

    Всевышний направил к людям посланников, которые передали им послание их Господа и были воплощением Его Шариата. Они и есть прямой путь, а кто считает, что есть иной путь, ведущий к Аллаху, Господу миров, или поклоняется Ему так, как сам считает нужным, тот сомневается в совершенстве ислама и противоречит тому, с чем пришёл к нам избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Поступающий так как будто видит в Шариате «пустоты», которые необходимо заполнить.
    Всевышний Аллах сказал:

    «Мы ничего не упустили в Писании» (6:38).

    Ибн аль-Маджшун сказал: «Я слышал, как Малик (да помилует его Аллах) сказал: “Кто привнёс в ислам нововведение, считая его хорошим, тот как будто считает, что Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, поступил вероломно, не передав Послание Всевышнего полностью, потому что Всевышний Аллах сказал: ‹Сегодня Я завершил для вас вашу религию› – и что тогда не было частью религии, то и сегодня не может стать её частью”».
    Нововведения и изыскание новых способов поклонения – противоречие Шариату и следование своим страстям. Есть только два пути: путь Шариата и путь прихотей и страстей.
    Всевышний Аллах сказал:

    «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто впал в большее заблуждение, чем тот, кто потакает своим желаниям и не приемлет верного руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (28:50).

    Из аята следует, что перед нами всего два пути: путь следования Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и путь следования своим страстям.
    Любое нововведение есть следование страстям, потому что придумавший его потакал при этом своим желаниям и прихотям, и это нововведение согласуется с его прихотями и склонностями и не имеет отношения к Шариату, его нормам и доказательствам.
    Возможно, поэтому придумывающий какое-либо нововведение проявляет особое усердие и активность в поклонении. Он делает это с лёгкостью, потому что придуманное им соответствует его желаниям и пристрастиям.
    Христианские монахи отрешались от мира, уединяясь в кельях и монастырях, отклонившись таким образом от истинного пути. Всевышний сказал:

    «Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены» (88:2-3).

    Всевышний также сказал:

    «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в наибольшем убытке из-за своих деяний? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, а они считали, что поступают хорошо?» (18:103-104).

    Всевышний также сказал:

    «Разве тот, кому его злодеяние представляется прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путём? Поистине, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведёт прямым путём того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Поистине, Аллах знает о том, что они творят» (35:8).

    Умеренное следование Сунне лучше усердия в совершении нововведений.
    Из-за нововведений и тех, кто их придумывает, умножаются споры, и начинаются разногласия между верующими. Всевышний Аллах сказал:

    «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним пришли ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).

    Катада сказал, что речь идёт о тех, кто придумывает нововведения.
    Один учёный сказал: «Любой вопрос, который появился в исламе и вызвал разногласия среди людей, однако эти разногласия не привели к вражде, ненависти и расколу, относится к вопросам ислама. А любой вопрос, который возник и вызвал вражду, ненависть, козни и разрыв отношений между верующими, не имеет никакого отношения к религии».
    Приверженцы нововведений следуют иносказательному и искажают смысл аятов, давая им необоснованные и неподтверждённые толкования, поэтому некоторые учёные сказали, что в аяте:

    «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами» (3:7)

    – речь идёт о приверженцах нововведений и тех, кто следует за своими страстями.
    А когда противники третейского суда сказали ‘Али (да помилует его Аллах):

    «Решение принимает только Аллах» (6:57)

    ,
    – он сказал: «Слово Истины, в которое вкладывается ложный смысл!».
    В предании упоминается о том, что когда возникают нововведения, умирает, то есть предаётся забвению, Сунна.
    Так бойтесь же Аллаха, о верующие, и знайте, что нововведения стирают собой Сунну. Счастлив тот, кто придерживается Сунны, неуклонно следует ей, оживляя её, призывает к ней, терпеливо соблюдает, и не преступает установленные Всевышним границы, вводя в религию то, на что Аллах не давал Своего дозволения, чего не приносил его Посланник, и что не было обычаем его преемников – праведных халифов. А кто вносит в религию нечто новое, тот возводит ложь на Аллаха и Его Посланника и создаёт свои законы при том, что единственным Законодателем по праву является Всевышний.
    ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) написал ‘Ади ибн Арта по поводу некоторых кадаритов: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, исполнять Его веления, следовать Сунне Его Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и оставлять то, что внесли в религию приверженцы нововведений, и что не соответствует Сунне. Следуй Сунне, ибо Сунну принёс нам человек, знающий, что противоречие ей – ошибка и глупость. Соблюдающие Сунну являются опередившими, поскольку они говорят и делают достаточно, и больше от них ничего не требуется. Те же, кто делает меньше, делают упущения, а кто делает больше, тот выбивается из сил. Одни делают упущения, другие преувеличивают, а если бы они придерживались “золотой середины” между тем и этим, они оказались бы на прямом пути».
    Всевышний Аллах сказал:

    «У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

    Я говорю то, что вы сейчас слышали, и прошу прощения у Всевышнего, просите же и вы у Него прощения, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

  • ИМАМ | 4 марта, 2010, 1:12

    Хорошая книга “Фатвы Имама аш-Шатыби” , тут и про маувлид он конкретно говорит, что это порицаемое новшество.

  • Ислам | 7 марта, 2010, 4:02

    Имам, брат, ещё пара новостей.

    В Дагестане сторонники “дня рождения” Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводят ещё два довода в пользу того, что это – “хорошее нововведение”.

    1. Они говорят об участи Абу Ляхаба: он на радостях от рождения племянника дал свободу рабыню – и за это по понедельникам облегчаются его (Абу Ляхаба) страдания в аду.
    Отсюда “традиционалисты” делают следующий вывод: значит, можно использовать формы почитания Пророка, которые прямо не указаны в Коране и Сунне, и за это всё равно идёт награда от Аллаха – вот, и Абу Ляхабу смягчаются страдания.

    2. Они говорят, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха)”отметил” (выделил) свой день рождения тем, что соблюдал желательный пост по понедельникам.

    Даже у меня (дилетанта) возникают следующие контр-доводы.

    1. Абу Ляхаб не был мусульманином. Соответственно от него и не требуется, чтобы он соблюдал Коран и Сунну. А облегчение идёт за ту человеческую радость, которую он испытал по хорошему поводу.

    При этом МУСУЛЬМАНАМ строго запрещено делать добавки в религию и в поклонение – “…то это будет отвергнуто”.

    Поэтому случай с Абу Ляхабом не может проецироваться на МУСУЛЬМАН.

    2. Салафиты вовсе не запрещают соблюдать пост по понедельникам))) И в этом не нарушают практику Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

    Салафиты говорят о другом: Пророк не отмечал свой день рождения в виде торжественного мероприятия, не назначил по этому поводу третьего исламского праздника, вообще не выделял этот день в году, и салафы не делали этого.

    А значит, и нам не нужно заниматься подобными нововведениями.

    ———
    Имам, брат, пойдут такие контр-доводы?

    1. Абу Ляхаб

  • ИМАМ | 7 марта, 2010, 11:38

    Да, пойдут. Но можно добавить еще следующее:
    * История с Абу Лахабом, является передачей “мурсаля”, Мурсаль – это передача, в которой пропущен передатчик между последователем сподвижников (таби‘ун) и пророком (мир ему и благословение Аллаха). См. “Нузхату-нназар” 43. Такой хадис неприемлем в качестве аргументации.
    а) Эта история в принципе даже не относится к словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
    б) Она содержит в себе информацию полученную во сне. А сны не имеют никакого веса в Шариатской базе доказательств.
    2- Ибн Хаджар Аскалани говорит в “Фатхуль-Бари”: “Передавали что это Аббас видел его во сне. … В истории указание что хорошее дело может помочь даже неверующему после смерти. Однако это противоречит ясным указаниям Корана: “Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах”. Сура Фуркъан (Различение) 23 аят. Ответили на это следующим: а) Эта история мурсаля, ее говорил Урва и не упомянул кто это сказал. б) Она содержит в себе указание снов, а они не несут в себе никакого довода. в) Вероятно тот кто видел его (во сне) в то время еще и не принял Ислам, тогда его передачи вообще не принимаются”. См. “Фатх” .
    Далее Аскалани приводит некоторые указания на исключения подобного, если дело касалось Пророка, мир ему и благословение Аллаха, со слов аль-Байхакъи. Но следом он приводит слова Къадия Аяда, передававшего “Иджма” на то, что ничто им не поможет из дели не облегчится им наказание.
    Но видно со слов Аскалани, он оставляет вероятность облегчения наказания неверующим за их хорошие дела, если как он говорит, предположить что эта история достоверная (т.е. если допустить вероятность, что Урва ее передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
    Но в любом случае он в начале слов приводит утвердительные доказательства по поводу: 1) противоречия Корану. 2) слабости истории. 3) указания на отсутствие довода во снах.
    Вероятность- это не довод. Тем более когда его используют чтоб привнести в Шариат новую церемонию и обряд в поклонении, тем более Исламский праздник!

    *А по поводу поста по понедельникам, так и есть. Если следовать Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в почитании этого дня, когда он родился, то Сунна в держании поста, а не в объедании лакомствами.

  • Ислам | 8 марта, 2010, 0:26

    Да, Имам, очередное яркое подтверждение как важны в Исламе знания.

    Пусть укрепит тебя Аллах во всех твоих благих делах, брат.

  • Имам | 10 марта, 2010, 21:21

    Амин

  • Имам | 11 марта, 2010, 16:57

    Его имя: Ибрагим ибн Муса ибн Мухаммад, аль-Гъранатий, известный как аш-Шатиби. Кунья Абу Исхакъ.
    Умер в 790 г. (8 век по Хиджре).
    Он оставил огромный след в Шариатских науках и его книги тому свидетели:
    1- аль-Иътисам.
    2- аль-Ифадат ва-ль-Иншадат
    3- аль-Фатава
    4- Китаб аль-Маджалис
    5- аль-Мувафакъат
    6- Шарх джалиль аля аль-хуляса фи нахву и др.
    См. биографию в «шаджара ан-нур аз-закийя фи табакъат аль-маликийя»: «аль-Аълям» аз-Заркали: «Идах аль-макнун» аль-Багдади: «фахрас аль-фахарис» аль-Катани и др.

Оставить комментарий или два

Введите цифры:

"));