Хорошее мнение об Аллахе


بسم الله الرحمن الرحيم

Хорошее мнение об Аллахе

(Хусну-з-занн би-Ллях)

Хорошее мнение об Аллахе – это искреннее, имеющее высокое значение поклонение. Без него вера раба не будет полноценной, так как оно относится к сердцевине Единобожия и к его обязательным положениям. Хорошее мнение об Аллахе – это такое суждение о Всевышнем Аллахе, которое по отношению к Нему считается подобающим, это твёрдая убеждённость в том, что соответствует Его Величию, и в том, что предполагают Его прекрасные имена и возвышенные атрибуты, что отражается в жизни верующего таким образом, каким довольствуется Всевышний Аллах.

Раб совершенствует своё мнение об Аллахе, когда он придерживается соображения о том, что Всевышний Аллах проявит к нему милосердие, рассеет его заботы и устранит его печаль, что достигается посредством размышления надлежащим образом над аятами и хадисами, сообщающими о Щедрости Аллаха, Его Прощении и о том, что Он обещал приверженцам Единобожия. Это щекотливый путь и среднее между двумя противоположностями направление, следовать которым сможет только тот, кому Аллах окажет поддержку и наделит сердце искренностью к Нему.

Хорошее мнение об Аллахе должно быть неотъемлемым качеством верующего, которое он проявляет в течение всей своей жизни, а также в свой предсмертный час.

«… Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!»[1].

Вот некоторые высказывания ученых, разъясняющие эту выдержку из хадиса:

— Ибн Хаджар, – да помилует его Аллах! – в «Фатх уль-Бари» (17 / 397) пишет: “То есть, Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет”.

— Ан-Навави в «Шарх сахих Муслим» (14 / 210) пишет: “Как утверждают ученые, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе – это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его”.

— Аль-Кади сказал: “Как говорят, смысл этого заключается в предположении о том, что Аллах прощает того, кто просит у Него прощения, принимает его покаяние, если тот кается в грехе, отвечает на мольбу, если тот взывает к Нему, и удовлетворяет, если тот чего-то желает. Также говорят, что хорошее мнение об Аллахе выражается в надежде на Прощение и его ожидании, и это более достоверно”.

Цит. по: «Шарх сахих Муслим» ан-Навави (14 / 2).

В общем же, хорошее мнение об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – это предположение того, что подобает Аллаху, – Свят Он и Велик! – как то: Его ответ на мольбу, принятие Им покаяния, прощение Им грехов, Его воздаяние поступков, исполнение Им обещанного, да и все, что предполагают Его имена и атрибуты, Величествен Он и Возвышен!

Почему мы должны придерживаться хорошего мнения об Аллахе?

1) Потому что этим выражается подчинение Всевышнему Аллаху и его Посланнику, – мир ему и благословение Аллаха! – и ответ на их обращение. «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (Св. Коран, 8: 24).

2) Хорошее мнение об Аллахе тесно связано с различными сторонами исламского вероучения, такими как:

— Упование на Всевышнего Аллаха и доверенность Ему. Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – сказал: “… Пятая степень (то есть, из степеней упования) – это хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Насколько ты будешь придерживаться хорошего мнения об Аллахе и надеяться на Него, настолько ты будешь и уповать на Него”.

«Тахзиб мадариджу-с-саликин», С. 240.

— Испрашивание помощи у Аллаха, обращение к Его Доброте в качестве защиты от ослушания и поиск у Него прибежища. Некоторые праведники говорили: “Какая бы беда тебя не постигла, для избавления от неё воспользуйся хорошим мнением об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Поистине, это самое эффективное средство избавления”.

— Страх перед Аллахом, Свят Он и Велик! Абу Сулейман ад-Дарани, – да помилует его Аллах! – сказал: “Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе и при этом не страшится Аллаха, тот введён в обман”.

«Хусну-з-занн би-Ллях», С. 40.

3) Посредством этого раб надеется на Милость Аллаха и страшится Его Гнева и наказания. “Кто постоянно питает надежды, вверяясь Своему Господу, страшась Его и полагаясь на Его Милость, тот придерживается хорошего мнения о Нём” – говорит Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах!

4) К этому побуждают пророческие тексты, и к этому призывает Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисах: «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!»[2]; «… Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!»[3]; «Кто жаждет встречи с Аллахом, с тем и Аллах жаждет встречи!»[4].

5) Вместе с хорошим мнением об Аллахе познаётся действительная суть и состояние людей. Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – пишет:

“Большинство людей… а хотя даже и все люди, – исключая тех, кому соизволил Аллах, – строят относительно Аллаха не подобающие, дурные предположения. В основном, потомки Адама считают, что они ущемлены в правах, что их удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах. Своим естеством они говорят: «Наш Господь проявил к нам несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право». За них об этом говорит их сущность, хотя их языки отрицают это и не осмеливаются говорить об этом вслух. А кто посмотрит себе в душу и проникнет в её сокровищницы, в её тайные помыслы, тот увидит всё это в виде скрытого источника распространения огня, который затаился в огнище.

Развороти чье хочешь огнище, искры из которого ты желаешь обнаружить. Если ты его обследуешь, то увидишь, как он упрекает судьбу, не довольствуется ею и требует от неё противоположное тому, что его постигло, утверждая, что предопределение должно было быть таким-то и таким-то. То, что он приобрел, он находит незначительным и притязает на большее. Поройся тщательно и в себе! Обезопасен ли ты сам от этого?

А раз от этого ты уберегся,

Считай, что спасся от великого греха,

Но если ты сему подвергся,

То спасшимся не назовешь тебя”.

«Зад уль-ма’ад», 3 / 235.

6) Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – и твёрдо убеждён в правдивости Его обещания, в завершении Его Дела, а также в победе и в утверждении власти верующих на земле, о которых сообщил Аллах, тот станет усердствовать трудясь во благо этой великой Религии, призывая к Аллаху и сражаясь на Его пути, не жалея ни себя самого, ни своего имущества.

7) Это ответно отражается на самом верующем в его жизни и после его смерти. Кто придерживается хорошего мнения о своём Господе и надлежащим образом уповает на Него, тому Аллах дарует облегчение в каждом деле и избавление от каждой печали, и её разрешение. Его сердце обретает покой, душа радуется и наполняется счастьем, довольствуется решением и предопределением Аллаха, и проявляет покорность своему Господу.

8 ) Это приводит к расторопности в поисках Прощения Аллаха, Его Милости, Его Снисхождения, дабы после этого раб прошел через врата Своего Господа, надеясь на Его Помилование и каясь за ослушание Его. «Воистину, Аллах протягивает Свою Руку ночью, дабы покаялся тот, кто согрешил днём, и протягивает Свою Руку днём, дабы покаялся тот, кто согрешил ночью. И так будет продолжаться до тех пор, пока солнце не взойдёт с Запада!» – говорится в хадисе, который передал Муслим.

9) Это приводит к спасению, к триумфу в Раю и к довольству Милостивого. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!».

Абу Бакр б. Аби ад-Дуньйа передал, что Ибрахим сказал: “Предшественники считали желательным напоминать рабу о достоинствах его поступков, когда тот находится при смерти, дабы у него возникло хорошее мнение о своём Господе, Всемогущ Он и Велик!”.

10) Это помогает размышлять над именами Аллаха, Его атрибутами, а также над тем, что требуют эти атрибуты от таких похвальных качеств как поклонение (‘убудийа) и чистосердечие (ихляс).

Хорошее мнение об Аллахе у праведных предшественников

1) Са’ид б. Джубейр взывал к своему Господу со словами: “О Аллах, воистину, я прошу у Тебя должного упования на Тебя и хорошего мнения о Тебе!”.

2) ‘Абду-Ллах б. Мас’уд, – да будет доволен им Аллах! – говорил: “Клянусь тем, помимо Кого нет иного божества, не может быть даровано верующему рабу нечто лучшее, чем хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Клянусь тем, помимо Кого нет иного божества, если раб станет придерживаться хорошего предположения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – то Аллах, – Всемогущ Он и Велик! – обязательно одарит Его тем, о чем он предполагает. Так как благо находится в Его Руке”.

3) Суфьян ас-Саури, – да помилует его Аллах! – говорил: “Не хочу я, чтобы отчет о моих деяниях был передан моим родителям, ибо мой Господь лучше для меня, чем мои родители”.

4) Предшественники говорили, что в словах Всевышнего: «… и придерживайтесь хорошего, воистину Аллах любит творящих добро!» (Св. Коран, 2: 195), — имеется в виду: “придерживайтесь хорошего мнения об Аллахе!”.

5) Передают, что ‘Аммар б. Йусуф говорил: “Я увидел во сне Хасана б. Салиха и сказал: “Я желал встречи с тобой. Что есть у тебя такое, что мы можем принять в качестве полезного опыта?”. — Он ответил: “Обрадуйся! Я не увидел ничего такого, что было бы подобно хорошему мнению об Аллахе”.

Грехи и хорошее мнение об Аллахе

Хорошее мнение об Аллахе – это само по себе благое поведение. К совершению благих поступков раба побуждает его хорошее мнение о своём Господе, то есть его предположение о том, что Господь примет от него все его деяния и воздаст ему наградой за них. И всякий раз, когда у него возникает благое мнение о своём Господе, становится благим и его поведение.

Вместе с тем, многие из творений Всевышнего Аллаха цепляются за тексты о надежде на Снисхождение Аллаха и фаталистически полагаются на них. Ты можешь видеть, как если одного из таких людей станут упрекать за допущенную им ошибку или за его промах, он начнёт приводить тебе доводы о Прощении Аллаха, Его Милости, Его Снисхождении, Его Щедрости, а также доводы в пользу того, что Милость Его опережает Его Гнев. Будто бы он говорит: “Допускай столько упущений, сколько ты только можешь, прибытие всё равно к Щедрому!”, — или же: “Отрешение от грехов – это неосведомлённость о широте Прощения Аллаха”.

Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – сказал: “Нет сомнения в том, что хорошее мнение об Аллахе обязательно сопровождается благим поведением. Благочестивый человек придерживается благих помыслов о своём Господе. Он исходит из того, что Всевышний вознаградит его за его благочестие, сдержит Своё обещание и примет его покаяние. Что касается грешника, который упорствует в тяжких грехах, в несправедливости и в ослушании, то его одичание, являющееся результатом его грехов, беззаконий и преступлений, останавливает его от того, чтобы придерживаться хорошего мнения об Аллахе… Одним словом, благое мнение непременно сопровождается причинами, приводящими к спасению. Если же наличествуют причины, приводящие к погибели, то благому мнению места быть не может”.

Дурное мнение об Аллахе

Всевышний Аллах осудил дурное мнение о Нём. Он сообщил, что язычники строили относительно Него дурные предположения. Всевышний сказал: «И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!» (Св. Коран, 48: 6).

Он описал лицемеров, как несправедливо думающих об Аллахе, сказав: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: “Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?” Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”» (Св. Коран, 3: 154).

Выдающийся толкователь Корана, Шейх Аль-Алуси, – да помилует его Аллах! – сказал: “То есть, они допускали порицаемую и несовместимую с нормами морали мысль о том, что Всемогущий и Великий Аллах не окажет помощь своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха! Еще говорят, что здесь подразумевается вся совокупность дурных мыслей, как вышеуказанная мысль, так и остальные, как относящиеся к многобожию, так и другие”.

«Рух уль-ма’ани фи тафсири-ль-Кур’ани-ль-‘Азыми ва-с-Саб’и-ль-масаний», 9 / 95.

Это такие мысли, которые не соответствуют Всевышнему Аллаху, Его Мудрости и Его Правдивому Обещанию. Кто считает, что Аллах постоянно обеспечивает ложь победой над истиной, так что истина в результате этого исчезает, кто находит неприятным для себя то, что происходит в соответствии с Решением и Предопределением Аллаха, кто отрицает то, что Аллах заслуживает восхваления за Своё Предопределение, основанное на Его Великой Мудрости, тот придерживается мнения неверующих. Горе же неверующим от адского пламени!

Примеры дурного представления о Всевышнем Аллахе

1) Кто отчаялся в Его Милости и потерял надежду на неё, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

2) Кто думает, что Он бросает Свои творения на самотёк, оставляет их без приказов и запретов, не отправляет к ним Своих посланников, не ниспосылает им Свои книги, оставляет их на произвол стихии, как скотов, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

3) Кто думает, что у Него нет Слуха, нет Зрения, нет Знания, нет Воли, что Он не вёл разговор ни с одним из Своих творений, и вообще никогда не разговаривал, что Он не над Своими небесами, не над Своим Троном, не отделён от Своих творений (в смысле без образного описания и именно так, как Аллах Сам Себя описал), тот придерживается об Аллахе самого мерзкого и самого отвратительного мнения.

4) Кто думает, что Он не соберёт Своих рабов после их смерти для того, чтобы воздать им по заслугам в Обители, где благочестивые награждаются за свои благодеяния, а грешники наказываются за свои злодеяния, где разъясняется творениям истинная суть того, относительного чего они расходились во мнениях, где обнаруживается для всех миров Его Правдивость, правдивость Его посланников и лживость Его врагов, тот придерживается плохого мнения об Аллахе.

5) Кто думает, что у Него есть сын или сотоварищ, или думает, что кто-то может ходатайствовать перед Ним без Его разрешения, или думает, что между Ним и Его творениями есть какие-нибудь средства, с помощью которых к Нему восходят нужды Его творений, или думает, что Он назначил для Своих рабов иных покровителей помимо Себя, через которых к Нему можно приближаться, и ставят их посредниками между собой и Аллахом, взывают к ним, любят их так, как надлежит любить Аллаха, и бояться их так, как надлежит бояться Аллаха, тот придерживается об Аллахе самого отвратительного, самого дурного мнения.

6) Кто думает, что Всевышний Аллах отвергает того, кто унижается перед Ним, того, кто обращается к Нему с просьбами, стремясь получить награду и страшась Его, того, кто обращается к Нему за помощью и уповает на Него, что Аллах не одарит его тем, о чем он просит, тот придерживается об Аллахе дурного мнения и думает о Нём то, что противоречит Его возможностям.

7) Кто думает, что Аллах, – Свят Он и Велик! – предоставлял врагам Своего Посланника Мухаммада, – мир ему и благословение Аллаха! – власть над ним постоянно в течение всей его жизни и после его смерти, что он подвергался мучениям от них и враги никогда не покидали его, а когда он умер, они действовали по своему произволу и вопреки его завещанию, подвергли угнетению его семью и лишили их прав, что его врагам и врагам его семьи постоянно сопутствовали властвование, победа и успех, что Аллах видит то насилие и попирание прав его угодников, которое проявляют эти люди, что Аллах способен даровать победу своим угодникам, но не делает этого, или же, что Он вообще не способен на это и всё это произошло без Его соизволения и предрешения, что Аллах допустил, чтобы фальсификаторы Его Религии лежали в одной могиле с Пророком, и чтобы вся его община во все времена приветствовала и его, и их вместе с ним, тот придерживается самого мерзкого и отвратительного мнения об Аллахе.

«Зад уль-ма’ад», 3 / 922.

Подготовил: Салман б. Яхья аль-Малики

перев. с араб.:

http://destabilizator.livejournal.com/


[1] Приводит Имамы аль-Бухари (7405) и Муслим (2675).

[2] Приводит Имам Муслим (2877).

[3] Приводит Имамы аль-Бухари (7405) и Муслим (2675).

[4] Приводит Имамы аль-Бухари (6507) и Муслим (2683).

Связанные записи

8 комментариев

  1. МУХАММАД пишет:

    АС САЛЯМУ АЛЯЙКУМ БРАТ.ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙ ТАФСИР ЭТИМ АЯТАМ И ПОКАЖИ ИМ ИМЕННО ИЗ ТАФСИРА ИБНУ КАССИРА ИЛИ ТОГО ЖЕ ФАХРУДДИНА АР-РАЗИ(АШ’АРИТА СПЕЦИАЛЬНО), ЧТО КОГДА МНОГОБОЖНИКИ МЕККИ ВЗЫВАЛИ К ПРАВЕДНИКАМ,ТАКИМ КАК АЛЬ-ЛЯТ, АЛЬ-’УЗЗА,МАНАТ, ЧТО ОНИ НЕ СЧИТАЛИ ИХ ТЕМИ КТО МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ ИЛИ НАВРЕДИТЬ, ВОТ ЭТИ АЯТЫ И ВООБЩЕ ПОХОЖИЕ НА ЭТИ АЯТЫ…

    СУРА АЛЬ-МУЪМИНУН(АЯТЫ 84-90)

    84. Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?»
    85. Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»
    86. Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?»
    87. Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»
    88. Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?»
    89. Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!»
    90. Мы явились к ним с истиной, однако они являются лжецами.
    قُل لِّمَنِ الْأَرْضُ وَمَن فِيهَا إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .84
    سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ .85
    قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ .86
    سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ .87
    قُلْ مَن بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .88
    سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ فَأَنَّى تُسْحَرُونَ .89
    بَلْ أَتَيْنَاهُم بِالْحَقِّ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ .90

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах.

      Ответить
  2. МУХАММАД пишет:

    ДУМАЮ БРАТ, ЭТО БОЛЕЕ МЕНЕЕ ТА ТЕМА,КУДА МОЖНО БЫЛО АДРЕСОВАТЬ ЭТУ ПРОСЬБУ, ТАК КАК МНОГОБОЖИЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВЕЛИЧАЙШИМ НЕЧЕСТИЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ К АЛЛАГЬУ, СУБХАНАГЬУ ВА ТА’АЛЯ…

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      Кому поклонялись многобожники?
      Аллах говорит:
      “Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете [богами] наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого». Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться”. Сура аль-Исра 56-57 аяты.
      Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) говорит: “Говорит Всевышний (قُل) “Скажи”- О Мухаммад этим многобожникам, которые поклоняются кому-то помимо Аллаха:
      (ادْعُواْ الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِهِ) “Взывайте к тем, кого вы считаете [богами] наряду с Ним”, из идолов и истуканов, желайте от них. Поистине они (فَلاَ يَمْلِكُونَ كَشْفَ الضُّرِّ عَنكُمْ) “Они не властны отвратить от вас беду”, т.е. сами по себе. (وَلاَ تَحْوِيلا) “или перенести ее”, т.е. перенести это на других. Смысл этого в том, что Тот, кто может совершить подобное – это тот Единственный, Которому нет сотоварища, Ему принадлежит [атрибут] творения и Приказ ["Кун"]. Сказал аль-Ауфи, от Ибн Аббаса в Словах:
      (قُلِ ادْعُواْ الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِهِ فَلاَ يَمْلِكُونَ كَشْفَ الضُّرِّ عَنكُمْ وَلاَ تَحْوِيلا) “Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого»”: сказал [Ибн Аббас ]: “Многобожники говорили: “Мы будем поклоняться ангелам и “Масиху” [Исе] и Узейру [праведнику из Бану Исраил], они [многобожники, и являлись теми, о ком идет речь в аяте], кто взывал, т.е. [взывал] к ангелам, Масиху и Узейру.
      А слова: (أُولَـئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ) “Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других”.”
      Ибн Касир в толковании этого аята привел передачи от Ибн Аббаса , Ибн Масуда , Муджахида, Катады, что под теми к кому взывали с мольбами о приближении к Аллаху, в тот момент, когда они сами желают к Нему приближения, имелись в виду джинны, ангелы, Пророк Иса ибн Марьям, праведник Узейр, праведница Марьям, солнце и луна. Указав, что Ибн Джарир выбрал мнение Ибн Масуда , что под ними подразумевались джинны. Том 4 стр.155.

      Тафсир аятов из суры “Верующие” 84-88
      Ибн Касир:
      قُلْ لِمَنِ الْأَرْضُ وَمَنْ فِيهَا إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
      يُقَرِّر تَعَالَى وَحْدَانِيّته وَاسْتِقْلَاله بِالْخَلْقِ وَالتَّصَرُّف وَالْمُلْك لِيُرْشِد إِلَى أَنَّهُ اللَّه الَّذِي لَا إِلَه إِلَّا هُوَ وَلَا تَنْبَغِي الْعِبَادَة إِلَّا لَهُ وَحْده لَا شَرِيك لَهُ وَلِهَذَا قَالَ لِرَسُولِهِ مُحَمَّد صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَقُول لِلْمُشْرِكِينَ الْعَابِدِينَ مَعَهُ غَيْره الْمُعْتَرِفِينَ بِهِ بِالرُّبُوبِيَّةِ وَأَنَّهُ لَا شَرِيك لَهُ فِيهَا مَعَ هَذَا فَقَدْ أَشْرَكُوا مَعَهُ فِي الْإِلَهِيَّة فَعَبَدُوا غَيْره مَعَهُ مَعَ اِعْتِرَافهمْ أَنَّ الَّذِينَ عَبَدُوهُمْ لَا يَخْلُقُونَ شَيْئًا وَلَا يَمْلِكُونَ شَيْئًا وَلَا يَسْتَبِدُّونَ بِشَيْءٍ بَلْ اِعْتَقَدُوا أَنَّهُمْ يُقَرِّبُونَهُمْ إِلَيْهِ زُلْفَى ” مَا نَعْبُدهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّه زُلْفَى ” فَقَالَ ” قُلْ لِمَنْ الْأَرْض وَمَنْ فِيهَا ” أَيْ مَنْ مَالِكهَا الَّذِي خَلَقَهَا وَمَنْ فِيهَا مِنْ الْحَيَوَانَات وَالنَّبَاتَات وَالثَّمَرَات وَسَائِر صُنُوف الْمَخْلُوقَات ” إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ ” .
      “Аллах Всевышний (в этих аятах) утверждает Свою Единственность и Свою абсолютную самостоятельность в творении, управлении и власти. Этим самым Он указывает на то, что Аллах, кроме которого нет другого божества, и посему не следует адресовать поклонение никому кроме Него Единственного, нет Ему сотоварища. Именно поэтому Он сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтоб он сказал многобожникам поклоняющимся на ряду с Ним другим, которые признают Его Господство (рубубийят) и что нет Ему в этот сотоварища, однако они вместе с этим придают Ему сотоварищей в Его Божественности (улухийя), поклоняясь другим на ряду с Ним, хоть и признают, что те кому они поклоняются не создают, не владеют ничем. По их мнению они лишь приближают их к Аллаху…”.

      Фахр ар-Рази, говорит в толковании этих аятов: “Знай, что в них содержится как опровержение тем, кто отрицает воскрешение, так и опровержение тем, кто поклоняется идолам. Это потому что народ (многобожники) подтверждали Аллаха, и говорили, что они поклоняются идолам лишь с целью, чтоб они приближали их к Аллаху. Затем Он привел им три довода: 1- “Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?”. -…Поистине поклонение тому, кто создал их и создал землю и все что на ней их богатств, является обязательным, в отличие от поклонения тем, кто не приносит ни блага, ни вреда”. Том 23 стр 116-117.

      Фахруд-дин ар-Рази аш-Шафии аль-Ашари в своем Тафсире , пояснил кому поклонялись многобожники прошлого:
      “1- Разумные
      2- Неразумные
      Разумные, как Масих (Иисус), Узейр, ангелы, некоторые из народов поклонялись им. Многие другие поклонялись солнцу, луне, звездам, будучи убежденными, что они живые, разумные и говорящие. А то, чему поклонялись из вещей, которые, по сути, не являлись описываемые жизнью и разумом, то это идолы. Поклонение многобожников идолам, заключалось в желании их, таким образом, приблизится к Аллаху. Разумный человек не будет поклоняться идолу. Идол-истукан по сути есть кусок дерева или камня, поклонение же ему заключалось в убеждение в том, что эти идолы представляли собой выраженную форму звезд, небесных душ, образы пророков и праведников, а поклонение им заключалось в адресовании им видов приближений (для снизыскания их благоволения)”. Том 26 стр. 241.

      В чем была суть их поклонения?

      Теперь посмотрим, что говорили “мушрики”, адресуя “дуа” своим мертвым праведникам:
      Аллах сказал:
      “А те, которые взяли себе “авлия”, кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ». Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!” Сура Толпы, 3 аят.

      Имам ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) говорит: “Слова Его
      (وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى) “А те, которые взяли себе “авлия”, кроме Него, и говорили: Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху”. Аллах в них оповещает, что те, которые взяли помимо Аллаха себе “авлия”, поручают им [свои просьбы], поклоняются им помимо Аллаха и говорят им [т.е. идолам]: “О божества, мы поклоняемся вам лишь с тем, чтоб вы приближали нас к Аллаху, приближением и положением, и ходатайствовали за нас перед Ним в наших нуждах”.

      Фахруд-дин ар-Рази говорит: “Знайте же, что неверующие этим желали сказать; мы не поклоняемся этим идолам, будучи убежденными, что они являются божествами (нашими объектами поклонения) приносящими пользу или вредящими. Мы поклоняемся им, потому что они образы, символизирующие определенные личности, которые были приближенными творениями Аллаха, и этим поклонением к ним мы желаем, чтоб они стали нашими великими ходатаями (заступниками) перед Аллахом. Аллах же ответил им”:
      “Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?»” Сура аз-Зумар 43 аят. Тафсир Фахра ар-Рази том 26, стр. 275.

      И сказал Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах): Сказал Катада, ас-Суди, Малик от Зейда ибн Асляма и Ибн Зейд: (إِلا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى) “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”, т.е. ходатайствуя за нас и приближая нас к Нему положением. Потому они и говорили в “тальбии”: “Мы перед Тобой, нет Тебе сотоварища, кроме сотоварища, который Твой, ТЫ владеешь им и всем тем, чем он владеет”. И это всего лишь “шубха”- сомнение [предположение], на которое опирались, многобожники прошлого и настоящего…и далее.

      Ответить
  3. muslima пишет:

    SUBHANALLAH
    DZAZAKUMMA LLAHU HAYR

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      ва ийяки.

      Ответить
  4. МУХАММАД пишет:

    ДЖАЗАКАЛЛАГЬУ ХАЙРАН ЙЯ ИМАМ.

    ЭТО ДЛЯ ТЕХ КТО УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ОНИ ПОКЛОНЯЛИСЬ ИМ БУДУЧИ УБЕЖДЕННЫМИ В ТОМ, ЧТО ОНИ ПРИНЕСУТ ИМ ПОЛЬЗУ, НЕТ НЕТ И ЕЩЕ РАЗ НЕТ.

    МОЖЕТ ВЗГЛЯНУТ ОИ ХОТЬ НА СВОЕГО МОНАХА АШ’АРИТСКОГО ФАХРУДДИНА АР-РАЗИ??!! А ТО ИБНУ КАССИР ЖЕ МУДЖАССИМА ПО МНЕНИЮ ИХ…

    ЛАДНО, АС САЛЯМУ АЛЯЙКУМ БРАТ)

    Ответить
  5. Ислам пишет:

    ///////“А те, которые взяли себе “авлия”, кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ».
    Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!” Сура Толпы, 3 аят.//////

    «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ».

    Уважаемый Имам, “традиционалисты” на это горячо возражают: “так мы же не многобожники. мы НЕ ПОКЛОНЯЕМСЯ нашим шейхам (мёртвым или отсутствующим. Через них мы ищем средства приближения к Аллаху. А значит, речь идёт не о ширке, а о тавассуле”.

    То есть речь идёт о том, это правильный тавассуль или нет. А дальше они ведут разговор к тому, что если у учёных были разные мнения на сей счёт, то можно брать мнения тех, кто считал, что это правильный, дозволенный тавассуль.

    Салафиты же задают важный уточняющий вопрос:

    Учёные (при всё уважении к ним) – это люди, они не защищены от ошибок. А где доводы из Корана и Сунны о таком виде тавассуля???
    Да и множество учёных, как всё больше выясняется, имели салафитские воззрения на сей счёт.

    Ещё одна ветка полемики идёт вокруг хадиса о слепом, который прозрел и нескольких смежных хадисов насчёт обращений к Аллаху якобы через умершего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эти хадисы подробно разобрал шейх Албани (да помилует его Аллах), правда, “традиционалисты” отрицают его исследования…

    Ответить

Leave a Reply

Введите цифры: