Актуально


Шейх Ибн Усеймин

Вопрос: “Уважаемый Шейх, каково ваше мнение о тех людях, которые остерегают ребят, от признанных ученых, остерегают брать от них знания. От ученых, которые распространяют речи, только о благом исходящем от правителей, делают за них дуа, призывают верующих подчиняться им в том, что не приводит к ослушанию Аллаха, призывают к использованию мягкого метода призыва”.

Ответ: “Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословения Его посланнику Мухаммаду, а так же его семье и сподвижникам.

Что я могу сказать о тех, о ком было спрошено. Я думаю, что следует задуматься и проанализировать эту проблему, и поступать так, чтоб чувства не преобладали над мудростью в этом вопросе, потому что когда чувства не обузданы Шариатом и здравым умом, это оборачивается бедствием и приводит к большому вреду.

Нет сомнения, что ученые, какой бы степени учености они не достигли, могут ошибаться, так же правители как бы не старались быть справедливыми, могут ошибаться. Так можно ли нам брать ошибки тех и других причиной, чтоб обрушиваться с критикой на них? Распространять плохое, без того чтоб упоминать хорошее исходящее от них? Поистине подобное запрещено, потому что Аллах сказал;

“О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете”. Сура Маида 8 аят.

Я хотел бы, чтоб мои братья, которые совершают подобное, подумали, к чему это приводит из великого вреда. Это то, что когда среди людей уменьшается доверие к ученым и их достоинство, это приводит к отсутствию доверия к знанию, которое они распространяют о Ахкамах Аллаха и таким образом пропадает ценность-почтение к Шариату (в их словах), и они перестают принимать от них любое слово. А когда пропадает цена-почтение к правителям, происходит хаос, фитны и зло.

Аллах сказал;

“О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы последуете прямым путем”.  Сура Семейство Имрана 102-103 аяты.

Нам всем обязательно следует держаться за вервь Аллаха и не разделяться в религии, и чтоб каждый из нас ставил своего брата на его место (каждому давал его право). Все мы братья, и обязанность, которая лежит на нас, это давать своему брату его право и относиться к нему в соответствии с этим. Ученный его право ученного, невежда, его право невежды, его следует обучить, ошибающийся, его право ошибающегося, его следует исправить и пояснить ошибку. Однако это следует сделать так, чтоб получить наиболее близкий к желаемому результат. Мы не скажем, что не следует исправить и пояснить ошибку, нет, следует исправить и пояснить, однако не таким способом, чтоб это привело к противоположно желаемому результату, однако тем способом, чтоб результат был наиболее близок к желаемой цели.

Человеку следует бояться Аллаха и смотреть на то, что влекут за собой его слова и дела. Приводит это к вреду или к благу. Ему следует посмотреть на соседние государства, что в них произошло из многих бед и упущено ими из многого блага, по причине того, что каждый в них “оседлал свою голову” (судил на свой взгляд) и не оборачивался на результат”.  Лекция на тему “Необходимость в  знании шариата, получаемом из основ”, кассета, сторона “В”. Вопросы после лекции.

Как мне кажется, это в одну сторону, а далее приведенная фатва в другую. (Кто знает про какую фитну я говорю поймет).

Вопрос: “Позволительна ли привычка некоторых «требующих знания» критиковать ученых, с чьим мнением они не согласны, чтобы, тем самым, предостеречь и отстранить от них людей?”

Ответ: “Нет сомнения, что критика одних ученых в пользу других дело запрещенное! Ведь, если не дозволено человеку говорить за спиной своего верующего брата (гыбат), даже если он не является ученым, то, что же тогда говорить, если это делается в отношении ученых?!

Обязанностью для верующего человека является оберегание языка от разговоров за спиной своих верующих братьев.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите, друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас, есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран. 49:12).

И пусть знает тот, кто попал в такую беду, что когда он критикует кого-то из ученых, то это будет причиной отвержения той Истины, которую говорит этот ученый. И пусть он знает, что критикуя ученого, он не критикует его в личном отношении, здесь критика направлена на наследие Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ведь ученые – наследники Пророков. Если дискредитированы и опорочены ученые, то люди начинают не доверять тем знаниям, что у них есть, а оно унаследовано от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Таким образом, люди уже не доверяют ничему, что сообщает им этот раскритикованный ученый.

Я, конечно, не говорю, что ученые не ошибаются. Наоборот, каждый человек может ошибиться. И если вы увидели у кого-то из ученых то, что, по-вашему мнению, является ошибкой, то свяжитесь с ним и дайте ему свои объяснения. И если стало ясно, что истина в этом вопросе с ним, то вам следует последовать за ним, а если стало ясно, что его мнение ошибочно, то на вас лежит обязанность опровергнуть и разъяснить его ошибку, так как подтверждать ошибку – не позволено. Однако не надо критиковать его самого как личность, ведь он как ученый, известен своим добрым намерением. Если можете, скажите при нем: некоторые говорят так-то и так-то, но, однако это мнение слабое, затем поясните слабую сторону и верное мнение в этом вопросе, которое вы знаете. Так будет лучше.

А если бы, мы пожелали раскритиковать известных своими добрыми намерениями ученых, в ошибках, которые они совершили в вопросах религии, то нам бы пришлось критиковать великих ученых. Однако ответ мой в том, на что я указал выше.

Так вот, если вы увидели ошибку от ученого, то обсудите это с ним, и тогда выяснится, что, либо истина с вами, и он последует ей, либо вопрос не решится никак, и тогда будет разногласие из допустимых разногласий: он будет говорить то, что говорил, а вы будете говорить то, что говорите.

Разногласия в вопросах религии образовались не только в наше время. Нет, подобные разногласия идут еще со времен сподвижников, и продолжаются по сей день.

А если, в беседе с ним, выявилась Истина, но он заупрямился, желая своей победы, то вам необходимо отстраниться от его ошибки. Однако, это надо делать не для того, чтобы порочить его личность с желанием отомстить, так как может быть, он говорит Истину в других вопросах, по которым между вами не велась дискуссия.

В общем, важно то, что я советую своим братьям отдалиться от этой беды и болезни. И я прошу Аллаха для себя и для них исцеления от всего, что вредит нам в религии и мирской жизни”.

Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин
Книга «ас-Сохва аль-Ислямия, дзовабит ва тавджихат»

Перевод Абу Абдурахман Дагестани

Связанные записи

9 комментариев

  1. Kurushvi пишет:

    Имам, салам алейкум, брат.
    Хотел у тебя спросить, какое место занимает Юсуф Кардави в исламском мире. Имеет ли он авторитет и поддержку в арабском мире? Подпадает ли он под понятия ученый?

    Ответить
  2. Kurushvi пишет:

    Понятно брат. Делов том, что я читал статью на сайте тоислам в которой предостеригают от того, чтобы брать у него знания, как в основных вопросах религии, так и второстепенных, указывая на его ошибки и заблуждения. И по этому поводу у меня была дискуссия с одним братом, так вот он считает его сильшейшим современным алимом в мире, и опирается на слова некоторых проповедником живущих в России (в частности Шамиль Аляутдинов).

    ДжазакаЛЛаху хайран!

    Ответить
  3. Kurushvi пишет:

    Брат, я еще уточнить хотел, если, например, некоторые ученые позволяют брить бороду, разрешают в трудной ситуации брать ипотеку(с процентами) на жилье, не запрещают слушать музыку, они как ученые в таком случае получают награду за свой иджтихад?
    И в случае ошибочности их мнения берут ли грех последователи таких ученых, обычные мусульмане?
    ДжазакаЛлаху хайран.

    Ответить
  4. ИМАМ пишет:

    Если речь идет о тех ученых, которые таким образом делают послабления в религии, то это ошибочные постановления. Если они не знают этих вопросов, то им следует спросить знающих и остеречься от того чтоб давать фатвы без знания. Не знаю правомочен ли вообще иджтихад в таких ясных вопросах. А если подобные фатвы (ипотека, бритье)исходят из крайних сложных обстоятельств, негде жить, преследуют за бороду…то эти фатвы приемлемы, но не музыка, это дело добровольное, ни кто тебя не заставит ее слушать. Те которые следуют за фатвами, типа по музыке, зная что есть хадисы запрещающие ее, грешники и ни что их не оправдает. Те кто следует фатве о ипотеке и бритье, обусловленные определенными обстоятельствами, имеют на это право. Аллаху Аълям.

    Ответить
  5. Рустам пишет:

    Ас саламу алейкум! Все же на счет Кардави, на что вы опираетесь, говоря, что он один из сильнейших ученых? Есть ли слова современных ученых в защиту Юсуфа Кардави?

    Ответить
  6. ИМАМ пишет:

    Вопрос к кому? Ко мне? Если ко мне, то я не называл его одним из сильнейших ученных.

    Ответить
  7. Рустам пишет:

    Да, не называли. Но его так назвал Kurushvi, а вы никак на это не отреагировали, я сделал вывод, что вы с этим согласны. Такой вопрос, вот вы пишите: “мало кто из салафитов обращается к его мнению в политических и идеологических вопросах”. Разве в религии есть место политике? Как я знаю, у Юсуфа Кардави неправильная акыда, а Посланник Аллаха с.а.с говорил, что если у человека неправилная акыда, то и в других вопросах не следует обращаться к этому человеку. Прокомментируйте, пожалуйста…

    Ответить
  8. ИМАМ пишет:

    Комментирую
    1-Я не не считаю его сильнейшим ученым.
    2- Вам следует знать что есть такой термин “сияса аш-шаръия”- что дословно значит шариатская политика. Этим термином часто оперирует Шейх Ибн Усеймин, в частности не давно слушал как исходя из этого он запрещает брак с намерением развестись.
    3-Интересный “хадис” ты привел брат. Где это так говорил Пророк(да благословит его Аллах и приветствует)?

    Ответить
  9. ИМАМ пишет:

    Ваалейкум ассалам, брат.
    Конечно Кардави является ученым и имеет авторитет у многих мусульман. Но мало у кого в Саудии, ввиду того что здесь и своих ученых не мало, а так же из-за того что Кардави, Азхарский выпускник, потому является представителем не салафитской школы. Из-за этих, скажем небольших разногласий, мало кто из салафитов обращается к его мнению в политических и идеологических вопросах. Но в чисто правовых вопросах его книги имеют место, скажем его работа по вопросу Закята, лучше нее говорят нет на сегодняшний день.

    Ответить

Leave a Reply

Введите цифры: