Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи. Продолжение


Его щедрость

Шейх, да будет доволен им Аллах, являл собой образец щедрости, и ему не надо было менять себя, чтоб стать таким. Я упоминал ранее, что он никогда не откладывал денег. Напротив, он раздавал всё, что мог, и он никогда не отворачивался от того, кто приходил просить у него что-нибудь из того, что у него было, будь то дирхам или динар, одежда, книги и т.п.

Порой бывало так, что к нему подходил нуждающийся, но у него не было ничего, что можно было бы дать, и только из-за того, что он не хотел отпускать его с пустыми руками, он снимал с себя одежду и отдавал её ему. Это то, что все о нём знали.

Шейх Такъию-дин ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Са’ид рассказывал: “Однажды я сидел с Шейхом Ибн Теймийей, и пришел один человек и поприветствовал его. Шейх увидел, что тому человеку нужно было что-нибудь, чем обернуть голову. И он, даже без просьбы человека, снял свой тюрбан, разрезал его пополам, завернул свою голову одной половиной и другую отдал тому человеку”.

И быть может те, кто недостаточно понимает суть его действий, полагают, что со стороны Шейха это представляло собой бесполезную трату денег, или являлось определенным образом расточительством, которое порочит благочестие человека, но это совсем не так.

Все что у него было – это его одежда, и он полагал, что если снимет что-либо, кроме своего тюрбана, то это не принесет пользы ни ему, ни другим. И в то время у него не было другой одежды, которая ему была не нужна, и которую он бы смог отдать. Поэтому он поспешил отрезать часть того, что ему не нужно было целиком, и оказался одновременно полезным своему брату мусульманину частью этого тюрбана и себе остальной его частью.

Это самый лучший и разумный способ в том, как надо себя вести в подобных ситуациях и это именно та щедрость, за которую он был известен.

Что упомянуто, это касается щедрости и альтруизма, а что по поводу расточительства, которое порочит благочестие человека, то это не имеет никакого отношения к тому, что с ним происходило. Скорее, это все от его крайней простоты и скромности. От того, что он не считал себя лучше других, и не желал превозносить себя перед присутствующими. Это – достойная похвалы черта характера, которая необходима с логической и религиозной точек зрения.

Подобный пример относится к лидеру человечества и лучшему из людей в манерах, благочестии, интеллекте и знаниях – Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Передается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к группе мусульман в мечети в черном плаще с белыми краями. Один мужчина увидел его и сказал: “О посланник Аллаха, подари его мне!” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который никогда никому  не отказывал,  снял с себя этот плащ и отдал тому человеку из щедрости. Люди стали укорять этого мужчину: “Ты поступил нехорошо! Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, надел этот плащ потому, что нуждался в нём, а потом ты обращаешься к нему с такой просьбой, зная о том, что он никогда не отказывает просителю?!». Он же сказал им в ответ: “Поистине, клянусь Аллахом, я просил его не для того, чтобы носить этот плащ, а только для того, чтобы потом он послужил мне саваном!” Передатчик хадиса сказал, что он действительно хранил его до смерти и был похоронен в нём.[1]

Это хорошо известный хадис, который был передан многими заслуживающими доверия передатчиками, и это самое ясное доказательство тому, что мы сказали.

Один заслуживающий доверия друг рассказал мне, что однажды Шейх шел по улице, и один из бедняков обратился к нему. Он знал, что тот человек был нуждающимся, но у него не было ничего, что бы он мог дать ему. Тогда он снял часть своей одежды, которая была на нем, и отдал со словами: “Продай это и воспользуйся вырученными деньгами. Это все, что у меня есть, и я очень сожалею, что у меня нет больше ничего, чтобы можно было бы вам дать”.

Это еще один пример того, что он не упускал ни малейшей возможности помочь, чтобы приблизиться к Аллаху, пример его щедрости, и желании разделить все, что он имел, много этого было или мало. И все это является самыми ясными проявлениями искренности к Аллаху.

Слава Тому, Кто ведет того, кого Он пожелает к тому, что Он пожелает!

Также один заслуживающий доверия друг, рассказал мне, что Шейх, да будет доволен им Аллах, никогда не отказывал никому, кто просил у него что-либо из его книг. Он предлагал, чтоб просящий пошел и выбрал для себя то, что он желает.

Однажды один человек приехал и попросил у него книгу, которая могла быть полезной ему. Тогда Шейх сказал, чтобы тот вошел в его библиотеку и выбрал то, что он хочет. Этот человек среди книг Шейха увидел дорогой экземпляр Корана, взял его и ушел. Некоторые из тех, кто там присутствовал, стали критиковать Шейха за это, и он сказал: “Разве подобает мне удерживать его от того, что он попросил? Оставьте его, поскольку он может извлечь пользу из этого”. Шейх, да будет доволен им Аллах, был всегда очень резок с теми, кто препятствовал кому-либо брать научные книги после того, как человек попросил её, говоря: “Не подобает удерживать знание от того, кто ищет его”.

Частью его благородства было то, что он никогда не смотрел с желанием на должность лидера или руководителя.

Этих примеров его щедрости довольно тем, кто желает следовать в этом по его стопам.


[1] Передали аль-Бухари (5810) и Ибн Маджа (3555)

Связанные записи

25 комментариев

  1. Абу Усман Фатима пишет:

    Ассаламу алейкум ва рахматуллах!
    Вопрос брат по поводу фатвы бин Бааза о земле в том что она, как говорят суфии об этой фатве, плоская и вокруг земли Солнце вертится, а не наоборот? Правда ли это?
    в чем суть, брат?

    Ответить
  2. ИМАМ пишет:

    Ваалейкум ассалам ва рахматуллах.
    Про плоская,-это глупости, он такого не говорил, т.к. еще в 8 веке Ибн Теймийя в своих Фатавах говорил и доказывал о том что земля шарообразная. На счет мнения что строение вселенной геоцентрическое, это мнение всех Салафов и муфассиров прошлого, на это и указывают все тексты Корана и Хадисов. Алимы не желают менять внешнее указание Слов Аллаха и Его посланника, на слова НАСА и ЦУПа.

    Ответить
  3. ИМАМ пишет:

    И еще, для тех кто хочет посмеяться над Алимами. Пусть почитаю слова Имама Навави, Кадзия Аяда, комментирующих хадис, про Пророка Йошуа ибн Нуна.Есть хадис приводят Бухари, Муслим, Ахмад и Хаким, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, который не говорил по прихоти, а говорил от внушенного Знания, который был вознесен на небеса и спущен с них, который видел своими глазами, то что не видел ни один космонавт и не уловит ни один датчик НАСА. В общем Пророк сказал, рассказывая что произошло с Йошуа;”Подойдя к городу ко времени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: “Ты подвластно (Аллаху), и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!” — и солнце не заходило(было задержано) до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу”. Так вот Пророк сказал, что солнце было задержано, а не земля перестала вертеться. Йошуа просил Аллаха задержать солнце, а не остановить обороты земли. Пусть почитают слова Навави и других комментатором хадиса у Бухари и Муслима.

    Ответить
  4. ИМАМ пишет:

    Вот еще интересно. Аскалани в “Фатх аль-Бари” том6 стр.281, комментируя этот хадис(номер 3124), говорит о том, что и для Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,солнце останавливалось. Он приводит несколько риваятов, в одном из которых говорится;”Поистине Пророк, приказал солнцу остановится, и день продлился на час”. Иснад хадиса “хасан”(хороший). В общем внешний смысл указывает на движение солнца. Странным мне покажутся утверждения тех, кто скажет Пророк Мухаммад(а.с.в.) приказал солнцу, а остановилась земля.

    Ответить
  5. Абу Усман Фатима пишет:

    БаракаЛлаху фикум, брат, субханаЛлах, брат, фанатизм этих людей меня “убивает”.

    Ответить
  6. Umar пишет:

    Салам алейкум брат, то что солнце движется никто неотрицает (я как то приводил на дгу статью разъяняющую этот момент) , вопрос в другом, а именно что солнце вращается вокруг земли и кто несогласен с этим кафир, как видно из твоих слов ты поддерживаеш эту теорию усей, мне интересно ты согласен с такфиром кто считает обратное?

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      Ваалейкум ассалам усей.
      Суть в том брат, что из хадисов ясно, что именно движение солнца, является причиной смены дня и ночи, а не вращение земли вокруг своей оси, что утверждается в гелиоцентрической модели вселенной.
      Важно понять брат, что все относительно в этих теориях физиков и астрономов. И даже они это признают, почитай здесь.
      http://www.deol.ru/culture/astrolog/geoc.htm
      Важно понять, что относительно нас, жителей Земли, космическое пространство геоцентрично! Это же понимается из многих текстов Корана и Сунны. Алимы желают придерживаться этого мнения. А на счет такфира, никто такфир не делает. У меня в руках эта книга Абдул-Карима аль-Хумейда, которую все обсуждают, он не делает такфир мусульманам признающим гелиоцентрическую систему космоса, его слова о неверии направлены на основателей этой теории на “дахритов” доказывающих что вселенная бесконечна и отрицающих тем самым Создателя. Я лично не отрицаю вероятность верности гелиоцентрической системы в принципе, но и не утверждаю её. Я считаю что достаточно нам знать что относительно нас жителей планеты Земля, все во вселенной геоцентрично. И горе тем, кто взялся высмеивать Алимов верящих в это опираясь на Коран и Сунну, подняв над головами учебник по астрономии…И тебе брат советую оставить эту тему.

      Ответить
  7. Umar пишет:

    Брат мы в каком веке живём ? может прекратиш эти теории которые давно опровергнуты проталкивать, спроси у брата шрека он физик, он тебе всё обяснит что вокруг чего вращается.
    Я про Бин База книгу говорю, “далил накли ва алкли что солнце и звёзды вращаются вокруг земли”, и там идёт такфир считающим обратное.Ты либо с ним либо попадаеш под такфир третьего не дано.

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      Слова Пророка(а.с.в.) и в нашем 21 и 121 веке будут не изменны и будут нести тот же смысл, что в его понимании смена дня и ночи была относительна движению солнца, а не движения земли вокруг своей оси, читай хадисы брат и шарх ан-Навави. Или кто-то хочет посмеяться над его словами? Представь что он(а.с.в.) сегодня перед тобой это сказал. Ты что начнешь Пророку(а.с.в.) объяснять, что нас Мария Ивановна по природоведению учила, что это глупости и мы сейчас в 21 веке верим в обратное? Я уверен что нет. Я не видел слов Ибн База, про такфир считающих верной гелиоцентрическую модель, и не слышал о них. Приведи мне весь текст его слов в контексте с источником. Кто бы не делал такфир по этому вопросу, я знаю что это не верно, и я говорил с Алимами в КСА, которые в принципе не утверждают и не опровергают эти теории, и тем более не делаю такфир в этом.

      Ответить
  8. Абу Усман Фатима пишет:

    И горе тем, кто взялся высмеивать Алимов верящих в это опираясь на Коран и Сунну, подняв над головами учебник по астрономии…И тебе брат советую оставить эту тему

    Ответить
  9. Абу Усман Фатима пишет:

    И горе тем, кто взялся высмеивать Алимов верящих в это опираясь на Коран и Сунну, подняв над головами учебник по астрономии…

    Ответить
  10. Абу Усман Фатима пишет:

    И горе тем

    Ответить
  11. Абу Усман Фатима пишет:

    Как же великолепны слова поэта:

    Имена, которыми вы обозвали приверженцев хадиса,

    помощников Корана и Имана

    Вы и ваши шейхи обозвали их

    Ложно, без всякого султана (права, доказательства)

    Вы сделали это руганью, дабы пугались их

    Подобно козням колдуна-шайтана,

    И клянусь Аллахом, грех их был лишь только в том

    Что ухватились за откровение Аллаха и Фуркана.

    Далее завершил:

    Клянёмся Аллахом, ни один из нас, ни разу не сказал

    Что Аллах телесный. О, обладатели бухтана! (клеветы)

    Аллах ведь знает, что в описании Его

    Мы не преступили священного Корана

    (смысловой перевод из поэмы «Нуния» ибн Кайма аль-Джаузийя)

    Ответить
    • суфФист пишет:

      в той книге ибн Джавзия говорит, что все ахлю-хадис суфии.
      ты согласен с ним?

      Ответить
  12. суфФист пишет:

    каждый говорит, что солнце заходит или восходит, ну это не значит, что мы буквально верим в это.

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      “каждый говорит, что солнце заходит или восходит” Что и требовалось доказать.
      А теперь у меня к тебе вопрос, чтоб до конца разобраться в сравнении данных астрономов и данных Пророка(а.с.в.). Каково расстояние между солнцем и землёй? И это мы сравним с расстоянием между землёй и нижним небом(которое как сказано в Коране, Аллах украсил звёздами, которые естественно по данным “науки” дальше чем звезда, по имени солнце). Ведь пришли хадисы, о точном расстоянии между небом дуния и землёй и расстояния между небесами.

      Ответить
      • суфФист пишет:

        у меня и в мыслях не было ставить астрономов выше Пророка мир ему.
        данные Корана и хадисов точнее осталось привести комментарии признанных ученых ислама.

        Ответить
      • суфФист пишет:

        забыл про Навави и Аскалани :( все я молчу в тряпку.

        Ответить
    • Imad пишет:

      Абсолютно правильно сказано, что объясняет все, что некоторые не могут понимать((((

      Ответить
  13. Абу Усман Фатима пишет:

    Аллах ведь знает, что в описании Его

    Мы не преступили священного Корана

    Ответить
    • суфФист пишет:

      ты поэт?

      Ответить
  14. Абу Усман Фатима пишет:

    я хирург, брат.

    Ответить
  15. Абу Усман Фатима пишет:

    Брат, мы твой ответ и все после вопросы и ответы разместили вконтакте и на форуме “Почему Ислам вопрос и ответ”.
    БаракаЛлаху фикум!

    Ответить
  16. Ибрахим пишет:

    Лично я не вижу тут ничего непонятного. Относительно нас, землян, все небо вращается вокруг земли. Явный смысл аятов очевиден и понятен каждому. А шейха ибн-База не нам судить, если он написал книгу об этом, значит были на то причины.
    И напомню, что в конечном счете мы не нуждаемся в “научных” доказательствах истинности Курана. Мы изначально должны твердо уверовать и войти в Ислам полностью подобно Абу-Бакру ас-Сыддыку (радыяллаху анху). Он же не усомнился в пророке (саллаллаху алейхи ва саллям) после истории с исра валь миарадж.

    Ответить
  17. Imad пишет:

    Ас-салям алайком мои братья и сестры,
    Имам Ан-Наввави, Имам Ибн Хаджар и Кади Аяд, помилует Бог их, нигде не говорили, что солнце крутится вокруг земли.
    при объяснении Хадиса про Йошаа, мир ему, Имам Ан-Наввави, помилует Бог его, говорит, что “это понимается, что либо Солнце вернулось, либо остановилось и либо замедлялось”, из слов Имама Ан-Наввави, мы понимаем, что Всевышний Бог когда хочет выполнять просьбу своих рабов необязательно Ему выполнять буквально, т.е. раз Пророк Йошаа, мир ему, сказал солнцу “остановись”, то Бог выполняет его просьбу когда остановит землю.
    а в наше время только невежда может сказать, что солнце крутится вокруг земли, так как еще во время Саляфов мусульманские астрономы уточнили, что земля круглая и что она крутится вокруг солнца как все остальные планеты солнечной системы.

    с уважением ко всем присутствующим!

    Ответить

Leave a Reply

Введите цифры: