Последнее тюремное заключение по причине фатвы о запрете на путешествия к могилам


Ибн Адбул-Хади пишет: “В 726 году, произошли разбирательства вокруг вопроса о путешествии и снаряжения в путь для посещения могил Пророков и праведников. Они добились от Шейха ответа на вопрос, на который он в принципе отвечал и ранее. Ответ состоял в пояснении двух мнений в этом вопросе и приведении доказательств обеих сторон. Шейх по этому поводу говорил еще очень давно, в своей книге “Икътида ас-сирот аль-мустакъим” и других работах, где ответ был более ясный и подробный чем то, что они взялись осуждать.

Умножились разговоры, распространились сплетни по причине этого ответа, слова Шейха исказили, приписали то, что он вообще не говорил, поползла смута, и усложнилось положение. Все стали переживать за Шейха из-за козней, которые плелись в Египте[1] и Шаме. Ослабло положение ранее сильных и влиятельных соратников Шейха, а другие побоялись что-то сказать в защиту… В Египте по этому поводу собралось собрание, они серьёзно подняли вопрос и перед Султаном выразили единогласное мнение о необходимости убить Шейха. Однако Султан с ними не согласился.

Приказ Султана о заключении Шейха в тюрьму

В этом же году, в понедельник 6 числа, от наместника Султана в Дамаске, к Шейху прибыл ответственный за Вакъуфное имущество и один из судебных приставов Ибн Хутейр и оповестили Шейха, что пришел указ Султана поместить его в крепость.

Лицо Шейха выражало радость и приветствие, он сказал: “Я давно ждал этого, в этом есть великое благо”. Шейха поместили в тюрьму, где для него освободили чистое помещение. Султан разрешил его брату Зейну-дину находиться вместе с ним и приказал выделить ему все, что необходимо для обслуживания Шейха.

В пятницу этого же месяца Шафиитский судья постановил о заключении в тюрьму группы соратников Шейха, других придали гонениям, остальные скрылись, после освободили из тюрьмы всех кроме Имама Шамсу-дина, Мухаммада ибн Абу Бакра аль-Джавзия”[2].

Ибн Касир пишет: “В среду 10 зуль-къаада 726 года, в ханбалитском медресе преподавал Бурхану-дин Ахмад ибн Хилал аз-Зарьи аль-Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймийю. Его посетили Шафиитский Судья и группа Факъихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймийи, так как за день до этого к Ибн Теймийе, по поручению наместника Султана с некоторыми вопросами, приходил судебный пристав Ибн аль-Хутейри. После этого, в четверг, пришёл Судья Джамалу-дин и ответственный за Вакъуфное имущество Насру-дин и спросили его про тему посещения могил. Шейх ответил им, написав свое мнение на свитке, а Шафиитский Судья Дамаска подписал, что он принял этот ответ от Ибн Теймийи, написанный им собственноручно, а далее написал, что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймийя сделал посещение могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Ученых”.

Ибн Касир продолжает: “Так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймийи, со стороны Шафиитского Судьи. Поистине его ответом на этот вопрос не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений, одно по поводу отправления в путешествие и снаряжения в путь лишь для посещения могил, а другое простое посещение могил без снаряжения в путь и отправления в дальнюю дорогу к ним.  Посещение могилы, без отправления в дальнюю дорогу только ради этого – это один вопрос, а посещение могилы, отправляясь только ради этого в путешествие, другой вопрос.

Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь, а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом. Этот вид посещения могил он не оспаривает в фатве, и он не сказал, что это грех, и не приводил никакого “Иджма” на запрет этого. Шейх Ибн Теймийя не является незнающим хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни”. А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: “А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает”. Сура Шуъара 227 аят[3].

Имам ан-Навави писал в своих комментариях к “Сахиху” Имама Муслима: “Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трёх мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам и т.п. Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни из наших соратников Шафиитов, считал это запрещенным. Это так же известно со слов Къадия Айяда…”. Далее ан-Навави указывает на то, что верно на его взгляд противоположное мнение[4].

Подобное мнение, запрещающее отправляться в дальний путь, с единственным намерением, посетить какую-то определенную могилу или достопочтимое место, выражали многие Ученые. Первыми из них были сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, Абу Хурейра, Абу Басра, Абу Саид аль-Худри, да будет доволен ими Аллах, видевшие и слышавшие его, да благословит его Аллах и приветствует, и лучше всех других понимавших цель и значение его высказываний.

Передается от Басры ибн Абу Басры аль-Гъифари: “Я встретил Абу Хурейру возвращающегося с горы Тура, и спросил его “Ты откуда идёшь?” Абу  Хурейра[5] ответил: “С Тура, я помолился там”. Басра продолжил: “Если бы я встретил тебя раньше, чем ты начал собираться в путь, то ты бы туда не пошел. Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса”[6].

Так же передается от Къаз’а[7]: “Я собрался сходить на гору Тур, и спросил об этом Ибн Аббаса. Он сказал: “Ты что, не слышал слов Порока, да благословит его Аллах и приветствует: “Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса”. Оставь, не ходи туда”[8].

Из ученых это были, Къадзий Айяд аль-Маликий (476-544 г.г.), Къадзий Хусейн аш-Шафии,[9] Ибн Акъиль аль-Ханбали (431-523 г.г.), Абу Мухаммад аль-Джувейни аш-Шафии (умер в 438 г.), Ибн Батта аль-Ханбали (304-380 г.г.), это же говорил Ибн Теймийя, Ибн Къаийм аль-Джавзия, и многие ученые Маликиты их современники из Шама и Багдада.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: “В конце концов, враги Шейха,  проявили хитрость в вопросе запрета на путешествие к могилам Пророков и праведников, сделав это с его слов принижением достоинств Пророков, что является неверием. Группа из последователей за своим страстями постановили об этом (о его неверии), и это были восемнадцать человек во главе с Маликитским Судьёй аль-Ахнаи. После чего Судьи мазхабов постановили, что его следует заключить в тюрьму, где он в последствии провел два года и несколько месяцев.

Шейх с разных сторон пояснил им неверность того, что они постановили в отношении него. Группа Ученых давали фатвы, что даже если он ошибся в этом, то это ошибка Муджтахида, которая прощена. Группа Ученых из Багдада выразила свое согласие в этом вопросе с Шейхом, а также многие другие. Сыновья Шейха Маликитов в Дамаске, Абу Валида, дали фатву, что к выраженному Шейхом Ибн Теймийей, вообще не может быть никаких претензий. Он привел разногласие ученых в этом вопросе и выразил мнение приоритетности одного из них”[10].

Однако не смотря на все это, мнение Ибн Теймийи наталкивалось на стену необъективности со стороны ответственных людей. Кто-то понимал, но боялся встать в ряды защитников Шейха, которых быстро определяли в тюрьму. Кто-то, нарочно желая воплотить в жизнь свои амбиции, наговаривал на Шейха, выслуживаясь перед начальством в Судебной иерархии Египта, которая всегда пыталась удалить Шейха с горизонта своего беспечного существования, так как распространение Сунны и убеждений праведных предшественников, рушили их авторитет в государстве и ослабляли влияние.

Таковыми были причины последнего тюремного заключения Шейх аль-Ислама Ибн Теймийи.

Продолжение следует иншаЛлах.


[1] Ибн Касир пишет “В 718 году, на смену Маликитскому Судье Ибн Махлюфу, который умер, пришел Такъия-дин аль-Ахнаи…Этот судья в 725 году, запретил Шейху Шамсу-дину ибн Мари аль-Баълябаки, говорить в Египте в лоне того, что выражал Шейх Такъия-дин Ибн Теймийя в вопросе “истигъасы” (обращения за помощью к умершим)…”. Книга “аль-бидая ва ан-нихая” 2\2162.

[2] Книга “аль-укъуд ад-дурийя”, стр. 259-260. Также Хафиз аль-Барзали в “Тарихе”, также Ибн Касир в “аль-бидая ва ан-нихая”.

[3] Книга “аль-бидая ва ан-нихая” 2\2165. Подобные слова говорят Хафизы Ибн Абдул-Хади и аль-Барзали в своих книгах.

[4] Цитировалось по книге “Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.491.

[5] Ибн Хаджар Аскалаини в “Фатх аль-Бари” после приведения этого хадиса сказал: “…и согласился с ним Абу Хурейра”.  3\86.

[6] Приводит Имам Ахмад в “Муснаде” 39\270, Имам Малик в “Муватта”. Хайсами сказал; “Передатчики этого хадиса достой доверия”. “Маджма аз-заваид” 4\3.

[7] “Табиин достойный доверия”. Смотрите “”Тахзиб аль-Камаль”, Хафиза аль-Миззи аш-Шафии.

[8] Приводит с достоверным иснадом Азракъий в “Ахбар Макка” стр. 304.

[9] Ибн Хаджар Аскалани говорит в “Фатх аль-Бари”: “Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трех мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам, с намерением получения благодать-бараката в этих местах, молитвы возле них. Сказал Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни, что это запрещено, в соответствии с хадисом. Къадзий Хусейн сделал подобный выбор, то же самое сказал Айяд и группа ученых”. 3\86.

[10] Книга “Зейль аля Табакъат аль-Ханабиля” Ибн Раджаба. Цитировалось по книге “аль-Джами ас-сира Шейх аль-Ислам” стр.480.

Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: