Учение приверженцев сунны и единой общины относительно атрибутов Аллаха


بسم الله الرحمن الرحيم

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах,  излагая суть представлений наших праведных предшественников по данному вопросу, сказал: «Основой в данном вопросе является описание Аллаха теми качествами, подчеркивающими совершенство и отрицающими недостатки, которыми Он охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Необходимо признавать все, чем Аллах охарактеризовал Себя, и отрицать все, что Он отверг от Себя. Известно, что ранние мусульмане и мусульманские имамы признавали божественные атрибуты, не придавая им форму (такйиф), не уподобляя их качествам творений (тамсил), не искажая их смысл (тахриф) и не лишая их всякого смысла (та‘тил)»[1].

Аллах предостерег нас от уклонения от правильного метода понимания Его имен и качеств, изложенного в Его Писании:

«У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются [от истины] в отношении Его имен» (Аль-А‘раф, 180).

В арабском языке слово الإلحاد «илхад» означает «уклонение от цели», «отклонение в сторону», «несправедливость». Слово اللحد «лахад», означающее «ниша в могиле», образовано от него, потому что ниша отклоняется в сторону киблы[2].

Отрицая то, что приписывают Ему заблудшие язычники, уклонившиеся от истины (мулхид) в понимании Его имен, Всевышний Аллах сказал:

«Аллах пречист и далек от того, что они приписывают Ему» (Ас-Саффат, 159);

«Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему» (Ас-Саффат, 180).

Исключением из этого являются качества, которыми Аллаха описывают Его искренние рабы:

«…кроме избранных рабов Аллаха» (Ас-Саффат, 160).

В другом аяте Аллах поприветствовал миром посланников за то, что их описание Аллаха и их речи не содержат изъяна:

«Мир посланникам!» (Ас-Саффат, 181).

Убеждения имама Абу аль-Хасана аль-‘Ашари относительно качеств Аллаха

Некоторые из тех, кто недоволен учением приверженцев сунны, шумно выказывают свое недовольство, ссылаясь на то, что ашариты якобы не разделяют описанных нами убеждений. Они заявляют, что учение ашаритов — это и есть учение приверженцев сунны. Поэтому здесь мы процитируем слова Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари об учении приверженцев сунны и сторонников хадисов. В конце этого отрывка имам однозначно указывает на то, что он тоже придерживается этих взглядов.

В параграфе, названном «Краткое изложение воззрений сторонников хадисов и приверженцев сунны», он писал:

В целом приверженцы сунны и хадисов веруют в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и во все, что передано от Аллаха и что передано заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и ничего из этого они не отвергают[3].

Они признают, что Пречистый Аллах — Единственный Бог, достойный поклонения, Самодостаточный, и нет божества, кроме Него. Нет у Него ни жены, ни сына, а Мухаммад — Его раб и посланник.

Они признают, что Рай — это истина, что Ад — это истина, что Судный Час несомненно наступит и что Аллах воскресит тех, кто в могилах.

Пречистый Аллах находится над Троном:

«Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).

У Него две Руки, которым нельзя придавать форму:

«…кого Я сотворил Своими обеими Руками» (Сад, 75);

«Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64).

У Него два Глаза, которым нельзя придавать форму:

«[Ковчег] поплыл у Нас на Глазах» (Аль-Камар, 14).

У Него есть Лик:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27).

Нельзя говорить, что имена Аллаха не относятся к Аллаху, как это делают мутазилиты и хариджиты.

Пречистый Аллах обладает знанием:

«Он ниспослал это по Своему знанию» (Ан-Ниса, 166);

«Самка может зачать или родить только с Его ведома» (Фатир, 11).

Они признают слух и зрение Аллаха, не отрицая их, в отличие от мутазилитов. Они признают, что Аллах обладает силой:

«Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Фуссилат, 15).

Они говорят, что Коран — это Слово Аллаха, а не творение, и считают еретическими взгляды тех, кто называет произношение Корана сотворенным или воздерживается от суждения по данному вопросу. Они не говорят, что произношение Корана сотворено, и не говорят, что оно не сотворено.

Они признают, что Пречистого Аллаха можно будет увидеть воочию в день воскресения, как можно увидеть луну в полнолуние, но увидят Его только верующие. Неверующие же не увидят Его, потому что будут отделены от Него завесой, как об этом сказал Могучий и Великий Аллах:

«Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15).

Когда Муса, мир ему, попросил Пречистого Аллаха показать ему Себя в этом мире, Аллах явил Себя горе, и та разрушилась. Он объяснил Мусе, мир ему, что тот не увидит Его в этом мире, но увидит в последней жизни.

Они верят в хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Пречистый Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: «Кто молит Меня о прощении?», как об этом сказано в хадисе от имени Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они также признают, что Пречистый Аллах придет в день воскресения:

«Твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (Аль-Фаджр, 22), и что Аллах приближается к творениям, как пожелает:

«Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари завершил изложение вероучения приверженцев сунны и сторонников хадисов словами: «Таково краткое изложение того, что они проповедуют, чем руководствуются и что признают. Мы разделяем все их воззрения, которые мы упомянули, и мы придерживаемся их. И только Аллах наставляет нас на прямой путь. Достаточно нам Его, и как прекрасен этот Попечитель. Его мы просим о помощи, на Него уповаем и к Нему вернемся»[4].

Из этого отрывка ясно, что убеждения Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари совпадали с вероучением приверженцев сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а) в вопросах, касающихся имен и качеств Аллаха[5].


[1] Маджму‘ аль-фатава (3/3). О вероучении ранних мусульман писали многие улемы, в том числе ат-Тахави. Его убеждения прокомментировал Мухаммад бин Мухаммад бин Абу аль-‘Изз аль-Ханафи в труде «Шарх аль-‘акида ат-тахавийя». Мусульманские убеждения изложены Абу аль-Хасаном аль-Аш‘ари в его прекрасной книге «Аль-ибана ‘ан усул ад-дийана», ас-Сабуни в книге «‘Акида ас-салаф» и др. Мы тоже последовали их примеру и пошли по их стопам, моля Аллаха собрать нас вместе с ними в день воздаяния.

[2] Ма‘аридж аль-кабул (1/88).

[3] Обрати внимание на то, как имам аль-Аш‘ари подчеркнул правомочность обоснования убеждений достоверными хадисами, ведь все сказанное здесь относится к вопросам вероучения, а не права. Он не делал различий между множественными (мутаватир) и единичными (ахад) сообщениями, и то, что в своих книгах он обосновывал вопросы вероучения хадисами, подтверждает правильность сделанного нами вывода.

[4] См.: Макалат аль-исламиййин. С. 290-297. Здесь мы ограничились упоминанием только тех воззрений, которые касаются качеств Аллаха, не упомянув об остальных убеждениях приверженцев сунны и хадисов, с которыми он согласился.

[5] Разъяснению убеждений Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари я посвятил интересную статью.

Связанные записи

4 комментариев

  1. ИМАМ пишет:

    Интересные исследования востоковедов:
    http://islamica.ru/faith/?uid=25
    http://islamica.ru/faith/?uid=69
    Хронология трансформации ашаризма и его слияния с философией.

    С. М. Прозоров : “Аш‘ариты — ведущая школа ал-калама. Ал-Аш‘ари (ум. в 936 г.) — эпоним-основатель школы. Попытка легализации ал-калама путем компромисса с догматиками-традиционалистами» (ханбалитами). Ал-Матуриди (ум. в 944 г.) и матуридитская школа ал-калама в Мавараннахре. Аш‘аризм в трудах ал-Бакиллани (ум. в 1012 г.) и ал-Джувайни (ум. в 1086 г.). Попытки легализации аш‘аризма в шафи‘итском мазхабе. Тенденция к сближению аш‘аритского ал-калама с ал-фалсафа: аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.), Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.) — и их слияние: ал-Байдави (ум. в 1286 г.), ал-Иджи (ум. в 1355 г.), ал-Джурджани (ум. в 1413 г.)”.

    Примечательно как он называет ханбалитов, – догматики-традиционалисты. А так же его свидетельство что при ар-Рази ашариты сблизились с философами и практически слились в трудах более поздних ашаритов. А он тут прав. Но конечно это не во всех вопросах, по крайней мере в отношении Качеств и Атрибутов Аллаха так оно и было.

    Думаю он был объективен в своем исследовании.

    И тут интересная хронология событий противостояния суннитов-ханбалитов с еретиками, и “неудавшийся компромисс” с ашаритским калямом и наконец возрождение суннитского, ханбалитского-трационализма в средние века (Ибн Теймийя):

    “Понятия ахл ас-сунна («сунниты») и ахл ал-ахва’ («люди пристрастных суждений»), или ахл ад-далала («люди заблуждения», «заблудшие»). Хадис о 73 общинах в исламе. Понятие фирка (милла). «Традиционалисты» (асхаб/ахл ал-хадис) и «люди недопустимых новшеств» (асхаб/ахл ал-бид’а).

    Идейная борьба в раннем исламе: сунниты-ханбалиты, шииты, хариджиты, мурджииты, му‘тазилиты. Борьба суннитов-ханбалитов за религиозное единство мусульманской общины-государства. Му‘тазилитский догмат о сотворенности Корана. Успехи му‘тазилитов при халифе ал-Ма’муне: признание му‘тазилитских догматов элементами системы государственного вероисповедания. Реакция «традиционалистов». Претензии ханбалитов на роль хранителей «правоверного» ислама.

    Аш‘ариты: компромисс суннитского «традиционализма» и му‘тазилитского ал-калама. Стремление аш‘аритских богословов определить «основы правоверия» (усул ад-дин ал-кавим). «Усул ад-дин» ал-Багдади. Ханбалитская традиция в средневековье. «Кадиритский символ веры». Ибн Таймийа: борьба за возрождение «первоначального» ислама и религиозное единство”.

    Ответить
  2. Чеченец пишет:

    Ассаламу алайкум!

    Не раз стал замечать, что когда я просматриваю какой-нибудь сайт, связанный с исламом, и ставлю его себе на заметку (как например этот материал, который ты опубликовал), или когда я нахожу что-то ценное в книге каких-нибудь ученых и ставлю себе это на заметку, или даже когда я покупаю хорошую книгу, – нахожу у тебя в блоге заметку на эту тему, и все бывает почти одинаково.

    Странно, очень странно.

    В общем, удачи тебе!

    Ответить
    • ИМАМ пишет:

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах.
      Бывает…

      Взаимно!

      Ответить
  3. муслим пишет:

    С. М. Прозоров : “В России активизировалась “ваххабитская” пропаганда. А кто они такие? Это идейные преемники школы Ахмада ибн Ханбала и Ибн Таймийи”…

    Ответить

Leave a Reply

Введите цифры: