Верили ли мекканские многобожники в то, что их идолы приносят пользу или вред сами по себе?
بسم الله الرحمن الرحيم
Фахруд-дин ар-Рази аш-Шафии аль-Ашари (544-604 г.) в своем известном Тафсире Корана, пояснил кому поклонялись многобожники прошлого:
“1- Разумные
2- Неразумные
Разумные, как Масих (Иисус), Узейр, ангелы, некоторые из народов поклонялись им. Многие другие поклонялись солнцу, луне, звездам, будучи убежденными, что они живые, разумные и говорящие. А то, чему поклонялись из вещей, которые, по сути, не являлись описываемые жизнью и разумом, то это идолы. Поклонение многобожников идолам, заключалось в желании их, таким образом, приблизится к Аллаху. Разумный человек не будет поклоняться идолу. Идол-истукан по сути есть кусок дерева или камня, поклонение же ему заключалось в убеждение в том, что эти идолы представляли собой выраженную форму звезд, небесных душ, образы пророков и праведников, а поклонение им заключалось в адресовании им видов приближений (для снизыскания их благоволения)”. Тафсир Фахра ар-Рази. Том 26 стр. 241.
Фахруд-дин ар-Рази говорит: “Знайте же, что неверующие этим желали сказать; мы не поклоняемся этим идолам, будучи убежденными, что они являются божествами (нашими объектами поклонения) приносящими пользу или вредящими. Мы поклоняемся им, потому что они образы, символизирующие определенные личности, которые были приближенными творениями Аллаха, и этим поклонением к ним мы желаем, чтоб они стали нашими великими ходатаями (заступниками) перед Аллахом. Аллах же ответил им”: “Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?»” Сура аз-Зумар 43 аят.
Вывод следующий:
- Эти неверующие, либо желали ходатайства (заступничества) от этих идолов, либо они желали его от тех ученых и аскетов, которых эти идолы олицетворяли.
Первое, несостоятельно, т.к. эти неживые идолы, не владеют ни чем и не размышляют, так каким же образом можно представить, что от них может исходить ходатайство!?
Второе, тоже несущественно, т.к. в судный день никто ничем не владеет и не имеет право на ходатайство (заступничество), кроме как с позволения Аллаха. Посему истинным Заступником является Аллах, который позволяет заступничество. Поэтому поклонение Ему приоритетнее чем поклонение кому либо”. Тафсир Фахра ар-Рази том 26, стр. 275.
Фахруд-дин ар-Рази говорит, то, что подобный Ширк может происходить в нашей Умме и мало того, он указывает на примеры этого в его время: “Они установили для себя идолов и кумиров олицетворяющих Пророков и почитаемых (личностей), и посчитали, что тот, кто займется поклонением им, то эти почитаемые личности, будут заступаться за них перед Аллахом. И таким же образом происходит в наше время. Многие люди заняты возвеличиванием могил почитаемых личностей, будучи убежденными, что если они будут возвеличивать их могилы, то те в свою очередь будут за них заступаться перед Аллахом“. Тафсир Фахра ар-Рази 17\63.
Фахруд-дин ар-Рази говорит: “Знай, что нет в мире никого, кто бы утверждал в отношении Аллаха сотоварища, равного Ему в существовании, могуществе, знании, мудрости. Этого нет и до сих пор. Однако только лишь зороострийцы утверждают два бога, один из которых добрый творящий добро, а другой злой творящий зло. А что по поводу поклонение кому то помимо Аллаха Всевышнего, то склонившимися к этому пути являются многие группы:
1- Это поклоняющиеся звездам (планетам), к ним относятся Сабииты. Они говорят, что Аллах создал эти планеты, они управляют этим бытием, и посему нам следует поклоняться им, а те в свою очередь поклоняются Аллаху[1].
2- Христиане, которые поклоняются Иисусу, мир ему.
3- Идолопоклонники. Знай, что нет религии древнее, чем религия идолопоклонников, т.к. наидревнейший Посланник о котором дошли до нас сведения, был Нух, мир ему, а он был послан именно для того, чтоб опровергнуть их, как оповестил нас Аллах: “…и сказали [многобожники]: «Не оставляйте ваших богов, не оставляйте никак Вадда и Сува’, и Ягьуса, и Я’укьа, и Насра![2]” Сура Нух, аят 23“.
Затем ар-Рази приводит различные примеры, как люди перешли к тем или иным объектам поклонения олицетворенным в идолах, желая приближения к Аллаху и четвертым примером приводит: “…Если умер у них кто-то из почитаемых личностей, о котором они думали, что его мольба принимаемая (у Аллаха) и что его ходатайство не отвергается у Него, то они брали его кумиром (идолом) изображая в образе, поклонялись ему. При этом они были убеждены, что этот человек будет заступаться за них в Судный день перед Аллахом. Как и оповестил нас Аллах в этих словах: “Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники [“шуфа’а”] перед Аллахом»”. Сура Юнус 18 аят. Тафсир Фахра ар-Рази 2\123-124.
Сказал Джалалу-дин ас-Суюти аш-Шафии (умер 911 г.), в своей книге “ат-Таъзим ва-аль-минна” стр. 44-45, о сути многобожия мекканских язычников: “Их неверие не заключалось в том, что они отрицали Творца и Его божественность, они не считали, что их идолы создают или чем-то управляют. Напротив, они подтверждали Аллаху, Его божественность, подтверждали, что (только) Он является Творцом и Управляющим, как это указано в Словах: “Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». ” Сура Зухруф 87 аят. Они лишь полагали, что идолы будут заступаться за них перед Аллахом: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ». Они говорили в “тальбии”: “Перед Тобой мы, нет Тебе сотоварища, кроме сотоварища который Твой, Ты владеешь им и (всем) тем чем он владеет“. Как сказал Аллах: “Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей![3]“” Сура Юсуф 106 аят.
Затем ас-Суюти приводит со слов аш-Шахеристани аш-Шафии из его книги “аль-Миляль ва ан-нихаль”: “Они (мекканские многобожники), делали “Тауваф” (вокруг Каабы), делали “Саъйю” (между Саффой и Марвой), произносили “тальбийю”, совершали другие религиозные обряды, делали жертвоприношения, бросали камни (в джамарате), считали запретными “запретные месяцы”, купались и купали своих покойных и заворачивали их в саван… не нарушали договора, были гостеприимны, рубили руки ворам. Религия Ибрагима присутствовала среди них, и Единобожие было среди них распространено”!!! стр. 65.
Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ اللّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنتَ قُلتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّيَ إِلَـهَيْنِ مِن دُونِ اللّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ
“Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права?”. Сура аль-Маида 116 аят.
Люди, которые взывают к кому-то помимо Аллаха, даже если они и не убеждены в том, что те, к кому они взывают, творят для них пользу или вред, эти люди все равно уподобляются в этом действии христианам, которые тоже не убеждены в том, что Марьям, мир ей, творит для них благо. Однако они просят у нее походатайствовать за них перед Господом, об избавлении от бед, для исполнения из нужд. Аллах же постановил о их действии, что оно является поклонением и обожествлением, т.к. они взывали к ней наряду с Ним, как это пришло в аятах выше, и в толковании следующих аятов: “Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете [богами] наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого». Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться”. Сура аль-Исра 56-57 аяты.
Сказал Ибн Аббас и Муджахид: “Речь идет о Исе, его матери, Узейре, ангелах, солнце, луне и планетам”. Тафсир аль-Багъави аш-Шафии. 5\101.
Таким образом, каждый, кто взывает к умершему или отсутствующему из Пророков и праведников, взывает к тем, кто не властен, отвратить от него беду или перенести ее на другого!
Христиане признаются, что они считаю Ису, мир ему, богом, однако все они отрицают, что Марьям является для них богиней. Они говорят, что они ее не обожествляют, говорят, что они считают ее человеком, праведницей, они не считают, что она творит благо или вред. Они лишь берут ее заступницей перед Аллахом. Но мы видим, что Аллах, не смотря на эти их убеждения, указал, что они этим самым поклоняются ей помимо Аллаха, т.к. они взывают к ней на ряду с Ним.
[1] Я скажу: Чем по вашему, это отличается от убеждений тех суфиев, которые говорят о наличии Кутбов и его заместителей, которые управляют бытием по Воле Аллаха, и что нам следует обращать к ним свои мольбы.
[2] Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, говорит в связи с аятом из Суры Нух: “…и сказали [многобожники]: «Не оставляйте ваших богов, не оставляйте никак Вадда и Сува’, и Ягьуса, и Я’укьа, и Насра!” Сура Нух, аят 23, сказал, комментируя этот аят Корана: “Это — имена праведников из народа Нуха (мир ему). Когда эти праведники умерли, шайтан внушил их соплеменникам, чтобы те сделали их изображения на каменных глыбах и поставили их в местах своих собраний и назвали их именами тех праведников. Соплеменники Нуха выполнили данное внушение шайтана, однако они не поклонялись этим идолам, а ставили их в напоминание о их праведности в пример себе. Когда же соплеменники исчезли с лица земли, и забылось то, для чего были сооружены памятники, последующие поколения начали непосредственно им поклоняться”. Передал Бухари № 4920.
Сказал Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: “Эти идолы-праведники, которым поклонялся народ Нуха (мир ему), после распространились среди арабов”. Передал Бухари 8/511 и 512 № 4920.
[3] Передали от Муджахида, да смилуется над ним Аллах: “Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!”, Иман (Вера) их, [заключалась] в словах: “Аллах, Создатель наш, [Он] Кормит нас, Умерщвляет нас. Это Иман (Вера) вместе с “ширком” [многобожием] их поклонения другим”.
Передали от ‘Икримы, да смилуется над ним Аллах: “Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!”. [Если] ты спросишь их ["мушриков"]: Кто создал вас? Кто создал небеса и землю? Они скажут Аллах. Этo и есть их Иман [Вера], но они поклоняются другим [наряду с Ним]“. Тафсир Ибн Джарира ат-Табари аш-Шафии.
Ассаляму алейкум ва рахматуллах!
Джазакаллаху хайран, ахи, за эти работы.
Нельзя ли приводить по таким темам и матуридитских и ханафитских ученых ))
Ассаляму алейкум.
Брат, а ты можешь перевести ханафитские и матуридитские тексты подобного содержания?