Убеждения имама Абу Хасана аль-Ашари
Убеждения имама Абу Хасана аль-Ашари относительно качеств Аллаха
Процитируем слова Абу аль-Хасана аль-Ашари об учении приверженцев сунны и сторонников хадисов. В конце этого отрывка имам однозначно указывает на то, что он тоже придерживается этих взглядов.
В параграфе, названном «Краткое изложение воззрений сторонников хадисов [Асxабуль Хадис] и приверженцев сунны», он писал:
“В целом приверженцы сунны и хадисов веруют в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и во все, что передано от Аллаха и что передано заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха , и ничего из этого они не отвергают[1].
Они признают, что Пречистый Аллах – Единственный Бог, достойный поклонения, Самодостаточный, и нет божества, кроме Него. Нет у Него ни жены, ни сына, а Мухаммад – Его раб и посланник.
Они признают, что Рай – это истина, что Ад – это истина, что Судный Час несомненно наступит и что Аллах воскресит тех, кто в могилах.
Пречистый Аллах находится над Троном:
«Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).
У Него две Руки, которым нельзя придавать форму:
«…кого Я сотворил Своими обеими Руками» (Сад, 75);
«Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64).
У Него два[2] Глаза, которым нельзя придавать форму:
«[Ковчег] поплыл у Нас на Глазах» (Аль-К’амар, 14).
У Него есть Лик:
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27).
Нельзя говорить, что имена Аллаха не относятся к Аллаху, как это делают му’тазилиты и хариджиты.
Пречистый Аллах обладает знанием:
«Он ниспослал это по Своему знанию» (Ан-Ниса, 166);
«Самка может зачать или родить только с Его ведома» (Фатир, 11).
Они признают слух и зрение Аллаха, не отрицая их, в отличие от му’тазилитов. Они признают, что Аллах обладает силой:
«Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Фуссилат, 15).
Они говорят, что Коран – это Слово Аллаха, а не творение, и считают еретическими взгляды тех, кто называет произношение Корана сотворенным или воздерживается от суждения по данному вопросу. Они не говорят, что произношение Корана сотворено, и не говорят, что оно не сотворено.
Они признают, что Пречистого Аллаха можно будет увидеть воочию в день воскресения, как можно увидеть луну в полнолуние, но увидят Его только верующие. Неверующие же не увидят Его, потому что будут отделены от Него завесой, как об этом сказал Могучий и Великий Аллах:
«Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15).
Когда Муса, мир ему, попросил Пречистого Аллаха показать ему Себя в этом мире, Аллах явил Себя горе, и та разрушилась. Он объяснил Мусе, мир ему, что тот не увидит Его в этом мире, но увидит в последней жизни.
Они верят в хадисы Посланника Аллаха о том, что Пречистый Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: «Кто молит Меня о прощении?», как об этом сказано в хадисе от имени Посланника Аллаха . Они также признают, что Пречистый Аллах придет в день воскресения:
«Твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (Аль-Фаджр, 22), и что Аллах приближается к творениям, как пожелает:
«Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).
Абу Хасан аль-Ашари завершил изложение вероучения приверженцев сунны и сторонников хадисов словами: «Таково краткое изложение того, что они проповедуют, чем руководствуются и что признают. Мы разделяем все их воззрения, которые мы упомянули, и мы придерживаемся их. И только Аллах наставляет нас на прямой путь. Достаточно нам Его, и как прекрасен этот Попечитель. Его мы просим о помощи, на Него уповаем и к Нему вернемся»[3].
Из этого отрывка ясно, что убеждения Абу Хасана аль-Ашари совпадали с вероучением приверженцев сунны и единой общины в вопросах, касающихся имен и качеств Аллаха.
Отмечу очень взвешенный подход к этому вопросу Имама, Муфассира, Махмуда Афанди аль-Алуси, заключившего: “Поистине мазxабом Имама аль-Ашари у большинства ученых исследователей, ученых объективных в своем подходе, является мазxаб Имама Ахмада ибн Ханбаля. Однако произошло множество распрей между поздними ашаритами и Ханбалитами, что довело до обвинения друг друга в заблуждениях, и это в тех вопросах где Ханбалиты[4] придерживались внешних указаний Корана и Сунны, как Вознесение (Истава), Снисxождение (Нузуль), Лик (Воджх) и другое, из того что пришло в аятах и хадисах о Качествах и Атрибутах Аллаха. Ашариты же предпочли в них аллегорическое толкование, желая при этом достичь совершенства очищения [Аллаха от недостатков] вытекающих из телесных [описаний]. В этом вопросе были чрезмерны некоторые Ханбалиты, опровергая и обвиняя в заблуждениях ашаритов. Ханбалиты же непричастны к тому в чем их обвиняют, их мазxаб вернее и мудрее. В свою очередь ашариты так же не причастны к тому, что их обвиняют в опустошении и изменении Слов Аллаха”[5].
[1] Обратите внимание на то, как имам аль-Ашари подчеркнул правомочность обоснования убеждений достоверными хадисами, ведь все сказанное здесь относится к вопросам вероучения, а не права. Он не делал различий между множественными (мутаватир) и единичными (ахад) сообщениями, и то, что в своих книгах он обосновывал вопросы вероучения хадисами, подтверждает правильность сделанного нами вывода.
[2] Книга “Мак’алят аль‑исламийин” стр. 65:
واختلفوا في العين واليد والوجه على أربع مقالات: فقالت المجسمة: له يدان ورجلان ووجه وعينان وجنب يذهبون إلى الجوار والأعضاء.وقال أصحاب الحديث: لسنا نقول في ذلك إلا ما قاله الله عز وجل أو جاءت به الرواية من رسول الله صلى الله عليه وسلم فنقول: وجه بلا كيف ويدان وعينان بلا كيف.
Абу Хасан ِаль-Aшари пишет: “Разошлись (люди) в (вопросах)- “‘Айн”- Глаз; “Яд”- Рука; “Воджх”- Лик, на 4 группы: Сказали “Муджассима” (уподобляющие Аллаха): “Ему (присущи) две руки, две ноги, лик, два глаза, бок”. (Они) утверждают (что это) части (тела) и органы. Сказали Асхабуль-Хадис: “Мы же не скажем в этом (вопросе) ничего, кроме того, что сказал Аллах, либо того, что пришло с риваятом (хадиса) от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и подтвердим: “Лик без вопроса “как?”, и (также) две Руки и два Глаза, без (вопроса) “как?”… Добавьте к этому, хадис у Имама Бухари в “Сахихе”, номер 7407: Передал нам Муса ибн Исма’ил, сказал нам Джувейрия от Нафи’а, от ‘АбдуЛЛаха (который) сказал: “Упомянули о даджале возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он (Пророк) сказал: “Поистине Аллах не (является) неизвестным для вас, и поистине Аллах не “аьвар” (глагол “авара” означает исчезновение зрения в одном из глаз: “аьвар” значит тот, у кого один из двух глаз не видит (дефективный). Словарь “Муьджам аль-Васыт” стр.635.),- и (Пророк) указал рукой своей на свой глаз,- а поистине масих даджал “аьвар” в правом глазу (т.е. дефективный у него второй глаз), как будто он (глаз его) “тофия”. (Виноградина, торчащая из лозы. Словарь “муьджам аль-Васыт” стр.560). Потому Ученые Асхабуль-хадис, и указали на то, что из этих хадисов понимается, что у Аллаха два Глаза, которые не являются органами, Аллах Пречист от недостатков, Он Совершенен, и нет ничего подобного Ему. Об этом и сказал Имам, Муджтахид Мутлякъ (как его называет Таж Субки в “Табакат”) ибн Хузейма аш-Шафии умер в 311 г. в своей книге «Единобожие»: “…И пояснил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (что) у Аллаха два Глаза, и это пояснение было согласовано с пояснением в мудром ниспослании (Коране)…”.
[3] См.: “Мак’алат аль-исламиййин”. Стр. 290-297. Здесь мы ограничились упоминанием только тех воззрений, которые касаются качеств Аллаха, не упомянув об остальных убеждениях приверженцев сунны и хадисов, с которыми он согласился.
[4]Напомню что подобного подхода придерживались и многие ученые в Маликитском, Шафиитском и Ханафитском мазxабе, имена некоторых из них, были упомянуты ранее. Из них так же Ибн Абдул-Барр аль-Малики (368-463г.), и Абу Зейд аль-Кайравани аль-Малики (310-386г.), Мухаммад ибн Мовхиб аль-Малики (умер в 406г.), Халаф ибн АбдуЛлах ибн Мукьрий аль-Андалусий аль-Малики(325-393г.). Мухаммад ибн АбдуЛлах ибн Иса аль-Маликий,- Ибн Аби Заманейн (324-399г.). Аль-Музаний аш-Шафии (умер в 264 г.), Ибн Сурейдж аш-Шафии (умер в 306 г.), Ибн Хаддад аш-Шафии (463-517г.), Исмаил ибн Мухамад ат-Теймий аш-Шафии (457-535г.), Абу Бакр Мухамад ибн Махмуд ан-Нейсайбури аш-Шафии (умер в 599г.). И многие другие.
[5] Приводит Ну’ман ибн Махмуд Афанди аль-Алуси в книге “Джалау аль-’айнейн”, стр.224.