Мифы и домыслы


بسم الله الرحمن الرحيم

و به نستعين

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословения нашему любимому Пророку Мухаммаду.

Долгожданный ответ меня, к сожалению разочаровал…

Автор, в принципе толком не опроверг 5 пунктов утверждения, а лишь со сослался на то, что это “нехорошие” Имам Ибн Касир аш-Шафии и Имам аз-Захаби аш-Шафии “пресмыкаясь” перед Ибн Теймийей, молча ему “поддакивали”… Хотя вроде совсем недавно он утверждал что Ибн Касир был ашаритом, и якобы утверждал это сам: “я ашарит!”… А тут он оказывается не ашарит… Так как же мы теперь поверим автору об утверждении подобных слов от его учителя, самого Ибн Теймийи, да смилуется над ними всеми Аллах!?

Просто видимо эти “шафиито-ханбалиты-муджассима” как любит выражаться наш брат, кого-то побаивались, раз пресмыкаясь перед их грозным Шейхом, поддакивали. Чисто коувсаритский стиль опровержения.

За что интересно они, после этого и посей день, являются самыми признанными Учеными библиографами и историками Ислама!?

Тут если рассуждать, то дело может и не остановиться на аз-Захаби и Ибн Касире, если пойти дальше, то мы знаем, что автор наверное приведет слова Коувсари, что и Тажуд-дин ас-Субки “пресмыкался”[1] перед своим Шейхом аз-Захаби… но это у же будет удар самому себе “ниже пояса”, т.к. ас-Субки, это уже все, отступать не куда, “позади Москва”))).

Цитата: “Также он хотел склонить к каламу Ахлю-с-Сунна сердца ханабалитов-муджасима, но, к сожалению, этого не получилось”.

Коувсари, признает что книга «аль-Ибана», написанная Абу Хасаном аль-Ашари, содержит то, что противоречит «истине», он говорит: «А что по поводу «аль-Ибаны», которую он преподнес аль-Барбахари, в начале своего перехода к суннитским убеждениям, то она включает в себя некоторые безосновательные мнения, в ней он попытался выразить соглашение с ними, для того, чтоб постепенно вывести их к истине. Однако это не помогло…». См. его вступление к книге «аль-Инсаф» стр. 11.

Автор, к сожалению, очередной раз выразил линию коувсаритской секты. Особенно наглядно это выражено в том, что оказывается по его словам, Имам аль-Ашари, не смог убедить учеников Имама Ахмада и их последователей, в частности Имама аль-Барбахари, в истинности ашаритско-куллябитского мазхаба, и тогда он пошел на хитрость, написал им то, что ублажит из взгляды (по-видимому неправильные на самом деле убеждения), чем хотел войти в доверие, для того чтоб вскружить их ханбалитские головы “калямом”… Да, – это ловкий трюк, прям шиитский. Хорошо он думает о своём Имаме…

Но мы считаем, что Имам Абу Хасан аль-Ашари, выше того, чтоб идти на шиитские приемы и обман. Он более достоин того, чтоб переубедить своих оппонентов, чем идти на подделки и фальсификацию своих собственных убеждений. “Аль-Ибана”,- это его книга и его убеждения, и Аллах сделал эту книгу как знамение для его последователей и всей Уммы!

Мы, приверженцы Ахлю-Сунны, не утверждает в отношении Аллаха ничего кроме того, что Он утвердил в отношении Себя и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. А остальные домыслы автора- это плоды его каллямического воображения, да наставит его Аллах.

Искажения в “аль-Ибане”.

Цитата: Другая причина заключается в том, что книги имама аль-Ашари подвергались серьезным искажениям. Например, в современном издании «Аль-Ибана» на с. 57 написано:  «Харун ибн Исхак аль-Хамдани передаёт от Сулеймана Иса аль-Кари от Суфьяна ас-Саври. Он сказал: «Хаммад ибн Аби Сулейман сказал мне: «Сообщи Абу Ханифе, что он мушрик, поскольку до меня дошло его мнение, что Коран сотворён».

Автор забыл посмотреть дальше, где аль-Ашари приводит еще несколько цитат от Салафов и учеников Абу Ханифы, которые передавали о его покаянии от слов, что Коран сотворен. А слова, что привел автор, есть не только в “аль-Ибане”, но и в книге “Тарих аль-Багдад” 13\388, Хафиза Хатыба аль-Багдади, в книге Имама аль-Ляликаи “Шарх аль-Иътикъад” (393), в “Муснаде” Ибн Джаъда (353) и т.д.

В частности Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, говорил: “Я два месяца вел беседу с Абу Ханифой, пока он не оставил свои слова о сотворении Корана”. Там же в “аль-Ибане”.

Я хочу сказать что эти передачи известны о Абу Ханифе от многих ученых, но достоверны они или нет это другой вопрос. Я с большей вероятностью склонен считать, что они не достоверны.  Таким образом, то, что это передается в книге “аль-Ибана” не указание на ее искажение. А почему же автор не посчитал что, раз аль-Ашари, решил хитрым ходом, склонить к “каляму” “ханбалитов-муджасима” (ханафито-ненавистиков),  то почему бы ему не упомянуть такие слова про Абу Ханифу, ублажая их слух, ведь он в этой книге написал неподобающие убеждения об Аллахе, а что после этого может быть страшней!?  Ведь тогда многие ханбалиты да и многие шафииты были недовольны произволом ханафитских судей-муътазилитов, которые гноили в тюрьмах Ученых Ахлю-Сунны и убивали их. Может это был ловкий ход аль-Ашари, чем это страшней по сравнению с убеждениями об Аллахе которыми он наполнил эту книгу???

Цитата: Имам аль-Ашари не мог ругать имама Абу Ханифу, потому что тот пользовался огромным авторитетом среди ханафитов. Ненависть к Абу Ханифе – это отличительная черта ханабалитов-муджасима…

Однако если автор так ревностно защищает честь Абу Ханифы, что даже счел нахождение этих передач в книге “аль-Ибана”, доказательством ее искажения, то почему же он не делает аналогичный вывод о книге Имама аль-Газали “Ихья”?

Ведь в ней Имам аль-Газали не двусмысленно чернит Имама Абу Ханифу и его ученика Абу Юсуфа,  в главе Знания, отвечая на вопрос: “Почему ты присоединил фикх к науке о земной жизни, а ученых факихов- к ученым мирского удела?”: “…Рассказывают, что Абу Юсуф аль-Къади, в конце года дарил свое состояние своей жене  и выпрашивал то, что принадлежало ей, ради освобождения от выплаты закята. Об этом сообщили Абу Ханифе, да смилуется над ним Аллах, а тот сказал: “Это из его понимания шариатских законов”. Далее говорит аль-Газали: “Это верно, и такое – из фикха мирской жизни, но его вред в будущей жизни больше любого преступления. И подобное знание- это вредное знание!“. “Ихья” том первый, стр. 110-111. Разве мог такое сказать аль-Газали о уважаемом Абу Ханифе и его ученике Абу Юсуфе!?

Вот так вот…

И только не надо рассказывать про то, кто больше ненавидел ханафитов… история помнит даже кровопролития, которые были между шафиитами и ханафитами. И все это по причине невежества и страстей!

Таким образом, можно ли сделать вывод что “Ихья” искажена, и шафииты-ашариты ненавистники ханафитов-матуридитов?

Далее автор затронул тему “тафвида”, а по его мнению это означает, что чтение аятов и хадисов о Качествах и Атрибутах Аллаха, не несет абсолютно никакой информации, для читающего и для его аудитории, т.е. эти аяты и хадисы без смысла, абсолютный ноль смысловой нагрузки. Читаем “Аллах создал Адама Двумя Руками”, а понимает из этого: Аллах создал Адама ——–0———-!

Я, лишь приведу для всех несколько хадисов, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читая аяты и произнося слова, давал не только устную, вербальную информацию, но и невербально указывал на смысл, содержащийся в них, или подтверждал понимаемое и высказываемое окружающей его аудитории.

Приводит Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в “Муснаде”. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах: “Пророк да благословит его Аллах и приветствует, в один из дней стоя на минбаре прочитал эти аяты: “Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Правой (Рукой)”. Сура аз-Зумар 67 аят. И он, читая их, трясет перед собой рукой, взад вперед говоря: “Восславляет Господь Себя: Я Могущественный, Я Величавый, Я Царь, Я Величайший, Я Щедрый”. От этого трясся минбар, и мы даже стали говорить: “Хоть бы он не упал с него”. “Муснад” 2\88. Хадис достоверный. Приводит так же Ибн Хиббан 7327.

В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

يَقْبِضُ اللَّهُ الأَرْضَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَيَطْوِى السَّمَاءَ بِيَمِينِهِ ثُمَّ يَقُولُ أَنَا الْمَلِكُ أَيْنَ مُلُوكُ الأَرْضِ

«В день воскресения Всеблагой и Всевышний Аллах возьмет в руку землю и свернет небо Своей Десницей, а потом скажет: ”Я —Царь! Где же земные цари?”» Аль-Бухари (4812); Муслим (2787).

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдуллаха бин ‘Умара о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

يَطْوِى اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ السَّمَوَاتِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، ثُمَّ يَأْخُذُهُنَّ بِيَدِهِ الْيُمْنَى ثُمَّ يَقُولُ : أَنَا الْمَلِكُ ، أَيْنَ الْجَبَّارُونَ ، أَيْنَ الْمُتَكَبِّرُونَ ؟ ثُمَّ يَطْوِى الأَرَضِينَ بِشِمَالِهِ ثُمَّ يَقُولُ : أَنَا الْمَلِكُ أَيْنَ الْجَبَّارُونَ أَيْنَ الْمُتَكَبِّرُونَ ؟

«В день воскресения Могучий и Великий Аллах свернет небеса и возьмет их Своей Правой Рукой, а потом скажет: ”Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?” Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой и скажет: ”Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?”»

В одной из версий говорится: «Я видел, как Посланник Аллаха, стоя на кафедре, сказал:

يَأْخُذُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ سَمَوَاتِهِ وَأَرَضِيهِ بِيَدَيْهِ فَيَقُولُ : أَنَا اللَّهُ – وَيَقْبِضُ أَصَابِعَهُ وَيَبْسُطُهَا - أَنَا الْمَلِكُ

”Могучий [Аллах] возьмет небеса и земли в обе Руки, а потом скажет: ”Я — Аллах! Я — Царь!” При этом он сжал и разжал пальцы. Тут я увидел, как нижняя часть кафедры задрожала, и я подумал: ”Неужели она упадет вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?”» Муслим (2788).

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел иудей и сказал: “Мухаммад, поистине, Аллах поместит на одном пальце небеса, на другом — земли, на третьем — горы, на четвертом — деревья, на пятом — живые существа, а потом скажет: “Я — Царь!”» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, широко рассмеялся, так что можно было увидеть его задние зубы, а потом прочел: «Не ценили они Аллаха должным образом…» (Аз-Зумар, 67).

В одной из версий сообщается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся от удивления и в подтверждение его слов»[2].

Интересный “тафвид” не правда ли?

Как известно иудеи осмысляют все, что пришло об Аллахе в Торе, но к сожалению последующие их поколения склонились к уподоблению Аллаха, Пречист Он от подобия! Однозначно, этот иудей, придя к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воспринимал из произносимых им слов информацию и выражал ее (или по мнению автора “ашариты-муфоувида” были еще у иудеев?), затем задал вопрос, на что получил подтвердительный ответ своего понимания. В другой версии хадиса приведенной у Имама Ахмада сказано:

كيف تقول يا أبا القاسم: يوم يجعل الله السماء علي ذه- و أشارة بالسبابة- و الأرض على ذه و الجبال على ذه و سائر الخلق على ذه- كل ذلك يشير بإصبعه- قال: فأنزل الله عز و جل: و ما قدروا الله حق قدره

“Иудей подошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот сидел и сказал: “Что ты скажешь о Абу аль-Къасим, о том дне, когда Аллах положит небеса на палец – и распрямил свой палец – и землю на палец, и горы на палец, и остальные творения на палец, – при этом распрямляя свои пальцы. Тут ниспослал Аллах Свои Слова”[3]: «Не ценили они Аллаха должным образом…» . Аз-Зумар, 67.

Как вам такой “тафвид” от Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, в его “такърире” (подтверждении одобрением)?

Не было никакого “тафвида” у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, эти же убеждения были у Салафов, и заключались они в том, что все Качества и Атрибуты Аллаха следует понимать во внешнем смысле, без представления формы-образа, без опустошения, так как подобает Его Величию, Пречист Он от подобия!

Хадис от Абу Хурейры, который приводит Абу Давуд с сильным иснадом, на условиях Имама Муслима, передача от Абу Юнуса, от Абу Хурейры:“Я видел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал их,- т.е. Слова Аллаха: “Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам… до Слов Его: Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий”. И он (Пророк) поставил свои два пальца. Сказал Абу Юнус: Абу Хурейра поставил большой палец на ухо, а следующий на глаз”.

Конечно же, все это без уподобления Качеств и Атрибутов Аллаха качествам и атрибутам творения, в этих словах и сопровождающих их действиях, лишь указание на внешний смысл этих Атрибутов в арабском языке, с одновременным убеждением того, что Аллах не подобен в этом Своим творениям.

Все эти сопроводительные действия не судорожные симптомы и припадки “ташбиха”, уважаемый автор, а ясное указание на понимание аятов и выражаемых слов Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Это и есть убеждения Ахлю-Сунна.

Далее автор призывал меня отказаться от того, что я привел со слов Шейха аль-Макъризи о причинах распространения ашаритского мазхаба.

Цитата: “Интересно, неужели ашаризм также был навязан имамам Навави, Аскалани, Суюти, Махали, Куртуби, аль-Хайтами, Газали, Джувейни и другим алимы Ахлю-с-Сунна, неужели все они испугались какого-то правителя и поэтому стали ашаритами?!

Это явное оскорбление этих алимов, и я советую автору отказаться от этого мнения, потому что в Судный день придется отвечать за оскорбление тысяч алимов-ашаритов, которых автор обвинил в трусости и в том, что они ашариты из-за насаждения ашаризма династией Аюбидов”.

И причем здесь Джувейни и его ученик аль-Газали (умер в 505 г.), когда Айюбиты правили с 564 по 648 г.г. Последний айюбидский правитель аль-Малик аль-Ашраф II Музаффар ад-Дин формально правил с 648 по 650 г. х.

Я, дорогой мой брат, со слов, между прочим уважаемого Ибн Хаджаром Аскалани, историка, указал на причину распространения ашаритского мазхаба, а остальные дурные мысли и подозрения в сторону ученых ашаритов сделал ты.

Кстати о Шафиите, Шейхе, Имаме, Такьияд-дине аль-Макьризи, чьи слова я привел.

Ибн Хаджар аль-Аскалани очень часто опирается на него в своей книге “Инба аль-Гьамр”, и в ней же он дает ему следующую биографию и характеристику: “Ахмад ибн Али ибн Абдул-Къадир… Шейх Такъия-дин аль-Макъризи… родился в 766 г… был хорошо воспитан… в детстве выучил книгу по ханафитскому мазхабу, т.к. его дед был ученым этого мазхаба, но когда вырос перешел в шафиитский мазхаб…Он очень полюбил следование за хадисом и придерживался этого, за что его даже обвиняли в приверженности к мазхабу Ибн Хазма, однако было известно, что он им не являлся. Он увлекался рядом наук и был страстно увлечен Историей и собрал в этой области очень многое, даже написал книгу. Из-за своего пристрастия к Истории, он очень многое знал из нее наизусть. Он был блестящим Имамом, точным и надежным в передаче, религиозным и благочестивым, любящим Ахлю-Сунну, склонным к Хадису и действию в соответствии с ним….он был хорош в дружбе, сладок в проповедях, часто ходил в Хадж…”. 9\170.

Примечательно, что Ибн Хаджар указал: “Он был блестящим Имамом, точным и надежным в передаче, религиозным и благочестивым, любящим Ахлю-Сунну“.

Любящим Ахлю-Сунну. Надо же, а по словам автора, его слова несут смысл “оскорбление тысяч алимов-ашаритов, которых автор обвинил в трусости”.

Ва-Ллахи, я люблю и уважаю каждого ученого Ислама, и в частности каждого из тех, кого перечислил автор, да смилуется над ними Аллах. И мое отношение к ан-Навави и Аскалани вот здесь.

Надеюсь, наш брат Абу Али, не будет держать на меня зла. Да простит Аллах меня и его, если в наших сердцах появляется гнев от шайтана, и на наставит нас Аллах на путь тех, кого Он облагодетельствовал.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословения нашему любимому Пророку Мухаммаду.


[1] Коувсари в своих “Макалятах” писал: “А похвалы ас-Субки на этого “муджассима” ад-Дарими, вышли от его слепого следования за аз-Захаби…”. “Макалят” стр. 318. А как сказал Ковсари о Хафизе Имаме Захаби, в своих сносках к книге аль-Байхаки “Асмау ва Сифат” стр.100: “И вы не обманывайтесь (словами) Захаби, и его прихвостнями”.

[2] Аль-Бухари (7414); Муслим (2786).

[3] Приводит Имам Ахмад 1\251 и ат-Тирмизи 3240, а так же Ибн Кассир в своем Тафсире 5\323.

Связанные записи

6 комментариев

  1. Лейс пишет:

    ДжазакалЛаху хайр, ахи!
    Вот еще небольшое примечание к их статье:

    Автор статьи ничего не добавил кроме шубухатов и зульма.

    **Современные псевдо-салафиты едины в отрицании утверждения, что Аллах не является телом, не занимает место, не имеет направление и не состоит из частей. Они считают, что это все «понятия джахимитов» и что на этот нет далиля из Корана и Сунны.

    Ведь одно из правил этих заблудших – «мы описываем Аллаха только тем, чем Он Сам себя описал, и мы отрицаем в отношении Аллаха только то, что Он Сам отрицает в отношении Себя».

    Если первая часть этого утверждения правильна, то вторая явно ошибочна, потому что в Коране нет указаний, что Аллах не является деревом, планетой, железом и т. д. Если следовать этому правилу, то мы не можем ни отрицать, ни утверждать это в отношении Аллаха. А это явная глупость.**

    Прежде чем, что опровергать, надо это изучить. Объяснение правила: «мы описываем Аллаха только тем, чем Он Сам себя описал, и мы отрицаем и подтверждаем в отношении Аллаха только то, что Он Сам отрицает и подтверждает в отношении Себя» Если с первой половиной правила согласен автор, то перейдем ко второй его половине: «и мы отрицаем и подтверждаем в отношении Аллаха только то, что Он Сам отрицает и подтверждает в отношении Себя» Для примера рассмотрим термины «направление» и «место», которые автор статьи упомянул больше 10 раз, хотя в статье брата Имама эти термины не были подтверждены по отношению к Аллаху. Но для начало, приведем это правило со слов ученых. Вот что говорит по этому поводу историк, Мухаддис, ученый по акыде Шамсу-д-Дин Аз-Захаби аш-Шафии, да помилует его Аллах:

    قلت سلب هذه الأشياء وإثباتها مداره على النقل فلو ورد شيء بذلك نطقنا به وإلا فالسكوت والكف أشبه بشمائل السلف إذ التعرض لذلك نوع من الكيف وهو مجهول وكذلك نعوذ بالله أن نثبت إستواءه بمماسة أو تمكن بلا توقيف ولا أثر بل نعلم من حيث الجملة أنه فوق عرشه كما ورد النص

    “Я скажу: отрицание этих вещей и их утверждение основывается на Коране и Сунне, если что-то из этих вещей встречаются (в Коране и сунне), мы произнесем это, а иначе молчание и воздержание более схоже с качествами саляфов, так как затрагивание этого – есть вид из “кейф” (как?), а это нам не известно. Так же мы прибегаем к защите Аллаха от того, чтоб установить Его вознесение соприкосанием, или расположением, не имея на это асара, однако мы знаем в общем, что Он над Аршем, как это пришло в текстах (Корана и Сунны)”. Аль-Улув, 261

    Это общее правило. Теперь что касается того, когда приходят термины «направление», «место», то ахлу-с-сунна говорит, что тут необходимо, чтоб пришедший с этими терминами объяснил, что он имеет ввиду, так как, эти термины на языках людей содержат разные смыслы. Кто-то под ними подразумевает нечто сотворенное, тут мы скажем, что Аллах чист от стороны и направления в таком понимании. А кто-то подразумевает под ними сифаты «Аль-фавкийа», «Аль-истива» (Возвышенность Аллаха над Своими творениями) Аллаха (как например автор), тут мы скажем, что заявления этого человека являются ложными, так как Аллах описан этими сифатами (т.е. Аль-фавкийа, Аль-истива, Аль-‘Улув), но вместе с этим мы все равно не будем употреблять эти слова, даже, в с пригодным смыслом, по той причине, которую указал Аз-Захаби в выше приведенных словах. И чтоб не быть голословным, приведу понимание этого вопроса теми, кого автор статьи называет ваххабитами. Сказал Шейх Аль-Албани в предисловии к книге «Аль-Улув»:
    «Сказал Ибн Теймийа в «Ат-Тадмурийа» стр. 45:
    «Иногда под джиха подразумевают нечто существующее помимо Аллаха, тогда это является сотворенным, как например когда под «джиха» подразумевают сами Арш, или небеса. Иногда под «джиха» подразумевается то, что не существует помимо Всевышнего Аллаха, как например под «джиха» подразумевается то, что над всем миром. Известно что в текстах Корана и Сунны нет подтверждения слова «джиха», как нет и отрицание его, как есть (подтверждение словам) «Аль-‘Улув», «Аль-Истива», «Аль-Фавкийа», «Аль-‘Урудж илайх» и подобное этому. Известно, что нет ничего существующего кроме Творца и творений. Творец, Пречист Он и Всевышен, отделен от творений, нет ничего из Его сущности в Его творениях, как нет ничего из Его творений в Его Сущности».
    У того кто отрицает «джиха» спрашивается: «Подразумеваешь ли ты под «джиха», что это нечто сотворенное, существующие? Аллах не находится внутри творений! Или ты подразумеваешь под «джиха» то, что за пределами мира? То, нет ни каких сомнений, что Аллах над (всем) миром. Также спрашивается и у того, кто говорит: «Аллах в «джиха» (стороне)» Подразумеваешь ли ты этим, что Аллах над (всем) миром? Или ты подразумеваешь, что Аллах внутри чего-либо из творений? Если ты подразумеваешь первое – это истина, если ты подразумеваешь второе – это ложь»
    Из этого становится ясно, что слова «джиха» не встречается в Книге и Сунне, поэтому не надлежит подтверждать ее, или отрицать, потому что и в подтверждении и отрицании есть то, от чего надо остерегаться, как это уже было показано (в словах Ибн Теймийи).
    Так же не надлежит отрицать «джиха» пологая, что подтверждение «Аль-‘уллув» по отношению к Всевышнему Аллаху, делает обязательным подтверждение «джиха». По причине того, что в этом есть много опасностей, из них отрицание явных доказательств на подтверждения «Аль-‘уллув» по отношению к Всевышнему; из них отрицание видения верующими своего Господа, Велик Он и Всемогуч, в День Воскресения. Му’тазилиты и Шииты открыто отвергли (видение Всевышнего в Ахирате), шиит Ибн Аль-Мутаххир в свей книге «Манахидж» отверг (видение Всевышнего в Ахирате) указав следующую причину: «Поистине Он не в стороне!» Что касается ашаритов, вернее поздних из них, которые подтвердили видение, но противоречели этому, сказали: «Он будет видим, но не в стороне (джиха)!», они имеют ввиду под этим «Аль-‘Улув»
    («Мухтасар аль-Улув», стр. 71)

    **Он над Аршем, как сам о себе сообщил: «Милостивый истава над аршем», – но мы говорим: истава «без образа»».

    Другими словами, имам аль-Ашари говорит, что мы описываем Аллаха тем, чем Он сам себя описал, при этом отрицая подобие творению, и отрицает, что Аллах занимает место и где-то находится.

    Поэтому то, что имам аль-Ашари, говорит: «Аллах над Аршем», – не означает, что он считает, что Аллах там находится, как муджасима, ведь мы привели слова имама, где отрицаются место и направление. Как может имам считать, что Аллах находится над Аршем и при этом отвергать место и направление? Ведь у Арша есть место и направление.**

    Вот и выясняется, что автор подразумевает под маканом и джихой, он подразумевает сифат «Аль-‘Улув»! И в чем тогда хиляф между джахмитами и им в вопросе «Аль-истива»? За какое понимание «Аль-Истива» их порицали саляфы? Они также как и автор верили в то, что Истива – это овладел, стал властвовать и т.д. Хорошим ответом на его заявления служат слова имама Аз-Захаби:

    نقول لا نسلم كون الباري على عرشه فوق السموات يلزم منه أنه في حيز وجهة إذ ما دون العرش يقال فيه حيز وجهات وما فوقه فليس هو كذلك
    والله فوق عرشه كما أجمع عليه الصدر الأول ونقله عنهم الأئمة
    وقالوا ذلك رادين على الجهمية القائلين بأنه في كل مكان محتجين بقوله وهو معكم فهذان القولان هما اللذان كانا في زمن التابعين
    وتابعيهم وهما قولان معقولان في الجملة

    «Мы скажем: мы не согласны, что то, что если Творец над Аршем, над небесами – делает обязательным, чтоб Он был в месте, или стороне, так как место и сторона существует ниже Арша, а над ним этого нет. Аллах над Своим Аршем, как в этом были едины первое поколение и это передали от них имамы. Они говорили это опровергая джахмитов, которые говорят, что Он в каждом месте, приводя в довод Его слова «Он с вами, где бы вы не были» [иджма мусульман, что тут имеется ввиду знание].» (Аль-’улув, 268)

    **Что касается Ибн Кассира и аз-Захаби, то они были учениками ибн Таймиййи и были под его сильным влиянием. Более того, в книгах этих двух шейхов заметно предвзятое отношение к ашаритам и великим алимам, которые были ашаритами. Хорошо видно, как они скупятся на похвалы в их адрес и обычно ограничиваются несколькими словами, а если речь идёт о каком-то второстепенном ханабалите, который разделял убеждения таджсима, то его хвалят усердно. Иными словами, эти два учёных изначально предвзято настроены в этих вопросах. И самое главное – их мнение о 3-х этапах основано на предположении, основанном, в свою очередь, на прочтении искажённой книги «Аль-Ибана», а не на исторических фактах, поэтому оно не может восприниматься всерьёз.**

    Автор перешел границу, которая отличала его от их джахмитского шейха Фуды. Теперь секта кавсаритов говорит, что Ибн Касир и Аз-Захаби так же имеют склонность к таджсиму, как до них сказал их шейх джахмит Саид Фуда:

    واعلم أن الحنابلة أيضا افترقوا إلى فرق عديدة في ذات الله تعالى، فمنهم المنزهون مثل الإمام أحمد بن حنبل والإمام ابن عقيل والإمام ابن الجوزي وكثير من المتأخرين، ومنهم مجسمة كأمثال القاضي أبي يعلى وابن قدامة المقدسي وابن الزاغوني وابن تيمية وابن قيم الجوزية، ويمكن أن يُدرَج معهم ابن كثير والذهبي مع أنهما ليسا من الحنابلة في الفقه، وتجد كلامهم غير صريح في التجسيم ولكن الخبير يعرف مرادهم، وإنما لم يصرحوا بذلك لعدم تمكنهم في هذا الباب، وأيضا لاختلاطهم بكبار علماء السادة الأشاعرة أهل السنة

    “Знай, что ханбалиты также разделились на много групп в отношении сущности Аллаха, среди них те кто очищает Его, подобно таким как Имам Ахмад ибн Ханбаль, Имам Ибн-’Акиль, Имам Аль-Джавзи и многие из поздних. Среди них есть муджассима, как на пример Кади Абу Йа’ля, Ибн Куддама Аль-Макдиси, Ибн Аз-Загуни, Ибн Теймийа, Ибн Каййим Аль-Джавзийа, к ним можно также добавить Ибн Касира и Аз-Захаби, хотя они не были ханбалитами в фикхе, ты увидишь, что они хоть и не открыто говорят о таджсиме, но однако знающий понимает, что они подразумевают, они не говорили открыто потому что не утвердились в этой теме и потому что были среди больших ашаритов ахлу-с-сунна”. (Шарх ‘аля аль-‘акыдати-т-тахавиййа, стр. 13)

    Да наставит их Аллах, или избавит от их фитны мусульман! Амин!

    Ответить
  2. ИМАМ пишет:

    Вайяка. Аллахумма-амин!
    Очень жаль, что они выдавая себя за ашаритов, делают большую фитну, выражающуюся в такфире и табдиъе Ученых Салафитов прошлого и настоящего. Ашариты прошлого и многие сегодняшние Алимы-ашариты, никогда подобным образом не судили о убеждениях Салафов и фактов этому в истории огромное количество, взять хотя бы век Ибн Теймийи, и 3 заседания по изучению его вероубеждений, и вердикта от лица Крупнейших Ученых-ашаритов Шама, заключающийся в признании их Суннитскими-салафитскими. Как приводят Ибн Касир, Ибн Раджаб и др. в событиях 705 г.
    А те, кто в истерике доказывает еретичность этих убеждений, продолжая марш анти-ваххабитской инквизиции на просторах России, пусть обернутся по сторонам, прошло то время, мусульмане уже понимают, что проблемы не от салафитов а от невежества в рядах мусульман. Нормальные и адекватные ученые-ашариты всегда могли объективно судить о салафитах-ханбалитах и обходиться без истерики. И они не были там “ихвановцами”, “васатийцами” и т.п. это Ибн Хаджар Аскалани, Мула Али аль-Къари (матуридит), и тысячи Алимов, которые нормально относились к Акиде Салафов и в частности к тому, что выражали Ибн Теймийя и Ибн Къайим из ханбалитов, аз-Захаби и Ибн Касир из шафиитов…

    Ответить
  3. Jamal пишет:

    Ассалама алейкум,брат. У меня вопрос: Я в самом деле не пойму , откуда же все таки взялось название “саляфит” ? НУ не было же этого?! Почему луди не могут назвать себя мусульманами,как в Коране? Объясни мне этот вопрос подробно,ахи.Прошу

    Ответить
  4. ИМАМ пишет:

    Ваалейкум ассалам. Это название “салафит” всегда существовало, и в биографиях ученных прошлого можно встретить что некоторых именно так и называли. Под ним подразумевалось понимание Корана и Сунны в соответствии с пониманием саляфов(Ученых предшественником) этой общины. Я не сторонник выделять себя или кого-либо этим названием, но вынужден это делать при споре с так называемыми ашаритами или другими группами-течениями в Исламе, т.к. они себя именуют “ашаритами” и опровергая их некоторые воззрения, приходиться указывать на правильные убеждения в этих вопросах согласовывая их с убеждениям наших праведных предшественников(салафов). Я сторонник того чтоб именоваться просто мусульманином, приверженцем Корана и Сунны.

    Ответить
  5. ИМАМ пишет:

    فَإِذَا أَدْنَاهُ مِنْهَا فَيَسْمَعُ أَصْوَاتَ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، فَيَقُولُ ، أَيْ رَبِّ أَدْخِلْنِيهَا، فَيَقُولُ : يَا ابْنَ آدَمَ ، مَا يَصْرِينِي مِنْكَ ، أَيُرْضِيكَ أَنْ أُعْطِيَكَ الدُّنْيَا وَمِثْلَهَا مَعَهَا ، قَالَ : يَا رَبِّ أَتَسْتَهْزِئُ مِنِّي وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ فَضَحِكَ ابْنُ مَسْعُودٍ فَقَالَ: أَلا تَسْأَلُونِي مِمَّ أَضْحَكُ؟ فَقَالُوا : مِمَّ تَضْحَكُ : قَالَ : هَكَذَا ضَحِكَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ . فَقَالُوا : مِمَّ تَضْحَكُ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ : مِنْ ضِحْكِ رَبِّ الْعَالَمِينَ حِينَ قَالَ : أَتَسْتَهْزِئُ مِنِّي وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ فَيَقُولُ : إِنِّي لا أَسْتَهْزِئُ مِنْكَ ، وَلَكِنِّي عَلَى مَا أَشَاءُ قَادِرٌ
    Сообщают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Последним, кто войдет в Рай, станет мужчина, который будет идти, спотыкаясь, и огонь время от времени будет обжигать его. Минуя Ад, он повернется к нему и скажет: “Благословен Тот, Кто спас меня от тебя!” и до слов его: “…Он приблизит его к дереву, и оттуда он услышит голоса обитателей Рая. Он скажет: “Господи, позволь мне войти туда!” Аллах скажет: “О сын Адама, что заставит тебя остановиться? Ты будешь доволен, если Я дам тебе все, что вмещал земной мир, и еще столько же?” Он скажет: “Господи, неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же — Господь миров”». Тут Ибн Мас‘уд засмеялся, а потом спросил: «Вы не спросите, зачем я засмеялся?» Люди спросили его об этом, и он сказал, что так же засмеялся Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и люди спросили: «Почему ты смеешься, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что Господь миров засмеется, когда тот человек спросит его: “Неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же — Господь миров”. Он скажет: “Я не насмехаюсь над тобой, но Я способен на все, что пожелаю!”» Хадис передал Муслим 187.

    -حديث مرفوع- وَحَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، ثَنَا حَمَّادُ ، أَخْبَرَنَا يَعْلَى بْنُ عَطَاءٍ ، عَنْ وَكِيعِ بْنِ حُدُسٍ ، عَنْ أَبِي رَزِينٍ الْعَقِيلِيِّ ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : ” ضَحِكَ رَبُّنَا مِنْ قُنُوطِ عِبَادِهِ وَقُرْبِ غِيَرِهِ ” ، قَالَ أَبُو رَزِينٍ : أَيَضْحَكُ الرَّبُّ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : ” نَعَمْ ، قَالَ : لَنْ نَعْدَمَ مِنْ رَبٍّ يَضْحَكُ خَيْرًا ” .
    أخرجه أحمد في مسنده 4/11 ، 12 ، 13 ، وأخرجه ابن ماجه في المقدمة 1/64 باب ما أنكرته الجهمية
    Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул перед сподвижниками то, что Аллах смеется, и тогда один из них спросил: “О посланник Аллаха, а разве Господь смеется?”, на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Да” . Приводит Имам Ахмад в “Муснаде” и Ибн Маджа в “Сунане” во вступлении, в главе – “То что отвергали джахмиты”.
    Тут так же ясно видно, что не было никакого “тафвида” ни у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он говорил об Аллахе и Его Действиях, ни у сподвижников, которые слушали его.

    Ответить
  6. Лейс пишет:

    Да, эти хадисы хорошее опровержение мазхабу таф’вид аль-ма’на. Вот эти слова Абу Мухаммада Аль-Джувайни (отца имама двух Харамов), очень полезны и разъясняют мазхаб пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сахабов и их последователей:

    وكنت أخـــاف من إطـــلاق القول بإثبات العلو والاستواء، والنزول مخـافة الحصر والتشبيه، ومع ذلك فإذا طـــالعت النصـــوص الواردة في كتاب الله وسنة رسوله صلى الله عليه وسلم أجـــدها نصوصاً تشير إلى حقائق هذه المعاني، وأجـد الرسول صلى الله عليه وسلم قد صرح بها مخبراً عن ربه، واصفاً لها بها، وأعلم بالاضطــــرار أنـــه صلى الله عليه وسلم كان يحضر في مجلسه الشريف، العالم، والجاهل، والذكي والبليد، والأعرابي، والجافي، ثم لا أجد شيئاً يعقب تلك النصوص التي كان يصف ربه بها، لا نصاً ولا ظاهراً مما يصرفها عن حقائقها، ويؤولها كما تأولها مشايخي الفقهاء المتكلمين مثل تأويلهم الاستيلاء بالاستواء، ونزول الأمر للنزول، وغير ذلك، ولم أجد عنه صلى الله عليه وسلم أنه كان يحذر الناس من الإيمان بما يظهر من كلامه في صفته لديه من الفوقية، واليدين، وغيرهما، ولم ينقل عنه مقالة تدل على أن لهذه الصفـات معاني أُخر باطنة غير ما يظهر من مدلولها، مثل فوقية المرتبة(1)، ويد النعمة، والقدرة وغير ذلك، وأجد الله- عز وجل- يقول: {الرحمن على العرش استوى}. {خلق السماوات والأرض في ستة أيام ثم استوى على العرش، يعلم}. {ءأمنتم من في السماء أن يخسف بكم الأرض فإذا هي تمور، أم أمنتم من في السماء يرسل عليكم حاصباً}. {قل نزله روح القدس من ربك}. {وقال فرعون يا هامان ابن لي صريحاً لعلي أبلغ الأسباب، أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كذباً}. وهذا يدل على أن موسى أخبره بأن ربه تعالى فوق السماء. ولهذا قال: وإني لأظنه كاذباً، وقوله تعالى: {ذي المعارج، تعرج الملائكة والروح إليه في يوم كان مقداره خمسين ألف سنة} الآية. ثم أجد الرسول صلى الله عليه وسلم لما أراد الله تعالى أن يخصه بقربه عرج به من سماء إلى سماء حتى كان قاب قوسين أو أدنى، ثم قوله صلى الله عليه وسلم في الحديث الصحيح للجارية: ((أين الله؟)) فقالت: في السمــــــــاء .. فلم ينكر عليها بحضرة أصحابه كيلا يتوهموا أن الأمر على خلاف ما هو عليه؛ بل أقرَّها وقال: ((اعتقها فإنها مؤمنة))

    “Я боялся сказать слово утверждающее «Аль-‘улув» (Возвышенность), «Аль-истива» (Вознесение), или «Ан-нузуль» (Нисхождение), боясь ограничения, или уподобления. Но вместе с этим я посмотрел на пришедшие тексты из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и я нашел их указывающими на истинность этих смыслов. И я увидел, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, открыто говорил этими смыслами, рассказывая о своем Господе, описывая Его этими смыслами. И я точно знаю, что на его, да благословит его Аллах и приветствует, собраниях присутствовали знатный, знающий, невежда, умный и глупый, бедуин и черствый. И потом я не нахожу чего-либо, что следует за этими текстами, которыми он описывает Своего Господа, не открытым текстом, ни внешним смыслом, что могло бы свести эти тексты от внешнего их смысла и сделать та’виль, как делали та’виль мои шейхи, факихи-мутакаллимы. На подобии их аль-истиля (Овладение) на сифат «Аль-истива» (Вознесение), или нисхождение повелений на сифат «Ан-нузуль» (Нисхождение на ближнее небо) и так далее. И я не видел, чтоб он, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал людей от веры в то, что становится понятным из его речи, о сифатах «Аль-фавкийа», «Аль-йадан» (Две Руки) и других. Он него не передано ни одного слова, которое бы указывало, что у этих сифатов есть другой, внутренний смысл, не тот что становится ясным из того, что указывает на них, как на пример возвышение степени, рука милости, или могущества и так далее. Я увидел, что Аллах, Велик Он и Могуществен, говорит: «Милостивый, вознесся на Арш», «Он сотворил небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся над Аршем», «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями?», «Скажи: ниспослал его Дух Святой от твоего Господа», «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом» Этот аят указывает на то, что Муса поведал Фараону, что его Всевышний Господь над небесами, поэтому он сказал: «..я считаю его лжецом». И слова Всевышнего: «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет.» Затем я увидел, что когда Всевышний Аллах пожелал выделить Посланника, да благословит его Аллах приветствует, приближением к Себе, Он возносил его от неба к небу, до тех пор, пока он не приблизился на расстояние двух луков, или ближе. Также слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе, обращенные к невольнице: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами»…Он не стал отвергать эти ее слова в присутствии его сподвижников, чтоб они не посчитали, что дело обстоит как-то иначе. Однако он подтвердил ее слова и сказал: «Отпусти ее, она верующая»” (Рисаляту ви исбати-ль-истива ва-ль-фавкийа)

    Ответить

Leave a Reply

Введите цифры: