Продолжение из книги “Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи” аль-Баззара


Его поклонение

Что касается его поклонения, то мало мы слышали чтоб, кто-то был ему в этом равным. Он проводил все свое время поглощенный поклонением, и он не позволял никому и ничему, будь то семья или имущество, отвлекать его от Аллаха.

По ночам он уходил от всех, уединяясь со своим Господом, оттачивая до совершенства чтение Священного Корана, читая смиренно и повторяя различные виды дневных и ночных поклонений.

Когда же ночь заканчивалась, он присоединялся к людям для совершения утренней молитвы аль-Фаджр, выполняя дополнительную молитву перед тем, как встретиться с ними. Когда же начинал совершать молитву, то сердце каждого охватывал страх и смирение, от того, как он произносил первый такбир – “Аллаху Акбар”.

Когда он начинал молитву, его конечности тряслись, двигая его влево и вправо. Когда он читал Коран, он удлинял свое чтение так, как это достоверно было передано о чтении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Его земные и поясные поклоны и как он выпрямлялся, были самыми совершенными из того, что когда-либо передавалось касательно обязательной молитвы.

Он иногда облегчал свое сидение в первом ташаххуде и произносил первый таслим вслух, так чтоб все присутствующие могли слышать.

Когда он заканчивал свою молитву, он и все присутствующие восхваляли Аллаха так, как это было передано: «О Аллах, Ты – Мир и от Тебя Мир. Благословен Ты, О обладатель Славы и Величия» и затем он поворачивался к собравшимся, повторял переданный тахлиль[1], также 33 раза тасбих[2], тахмид[3] и такбир[4], и заканчивал сотню тахлилем, как это было передано. И собравшиеся делали также, как поступал он.

После этого он обращался к Аллаху за себя и мусульман различными молитвами, и чаще всего он читал: «О Аллах! Окажи помощь нам, а не против нас. Замышляй для нас, а не против нас. Направь нас руководством Своим и сделай руководство легким для нас. О Аллах, сделай нас благодарными Тебе, зависящими от Тебя и поминающими Тебя, любящими Тебя, боящимися Тебя и покорными Тебе. О наш Господь! Прими наше покаяние, смой наши грехи и укрепи слова наши в устах наших. Направь наши сердца, и удали всю злобу из нашей груди». Он начинал и заканчивал свое обращение мольбой за Пророка, да благословит его Аллах и  приветствует, а затем продолжал совершать зикр.

Было общеизвестно, что он никогда и ни с кем без необходимости не разговаривал после утренней молитвы. Он оставался в состоянии зикра, произнося его не громко, так чтоб слышно было самому себе. И только тот кто сидел рядом с ним, мог услышать его зикр, во время которого он постоянно обращал свой взор к небу. Шейх оставался в таком положении до тех пор, пока солнце не поднималось и пока не подходило время, в которое запрещается молиться.

Во время моего пребывания в Дамаске, я проводил некоторые из дней и большинство ночей вместе с ним. Он приближал меня так, чтоб я сидел рядом с ним.  Я слушал, что он читает и повторяет из зикров, и я замечал, что он снова и снова повторял суру аль-Фатиха, и проводил все свое время от фаджра до восхода солнца, делая это.

Я размышлял над тем, почему он читает именно это суру Корана, выделяя её из других? И вдруг мне стало ясно, а Аллах знает лучше, что он, читая ее, видимо желал совместить то, что пришло в хадисах и что упоминали Ученые, о том, что желательней; предпочтение чтения зикров пришедших из Сунны над чтением Корана, или наоборот? Он же, по-видимому, считал, что повторяя суру аль-Фатиха[5], он сочетает оба мнения и получает пользу от обоих действий, и это было по причине его больших познаний и глубокой проницательности.

После этого он совершал молитву “ад-Духа” и если желал послушать Хадис в другом месте, то отправлялся туда вместе с теми, кто оказывался рядом с ним в тот момент. И часто бывало, что обладающие знанием при встрече с ним целовали его руку, и даже самый занятой из торговцев мог оставить свои дела и подойти поприветствовать его, ища этим благодати – бараката[6]. И вместе с тем, он каждому из них уделял должное внимание, приветствовал и т.п.

Если по дороге он видел что-то порицаемое, то устранял это[7], а если он слышал, что в каком-то месте идут похороны, он устремлялся туда, чтоб совершить молитву или извиниться, если пропустил. Иногда после того, как заканчивал слушать Хадисы, он посещал могилы усопших и молился за них.

После этого он возвращался в свою мечеть, где оставался, чтоб давать людям фетвы или помогать им в нуждах и это длилось, пока не наступало время коллективной полуденной молитвы аз-Зухр. Затем проводил остаток дня в тех же делах и заботах.

Его занятия могли посещать обычные люди: стар и млад, бедняк и богач, раб и свободный, мужчины и женщины. И он покорял каждого, кто проходил мимо него, и у каждого было ощущение, что Ибн Теймийя обращался с ними лучше, чем с кем-либо ещё.

Затем в конце дня, он совершал вечернюю молитву аль-Магриб и  дополнительные молитвы, насколько облегчал ему это Аллах. Затем я или кто-нибудь еще, читали ему его книги, он же дополнял это все интереснейшими пользами, а так же остроумными и поучительными историями, пока не наступало время молитвы аль-Иша, после которой продолжали начатое, изучая различные области знаний. Уроки продолжались, пока не проходила большая часть ночи.

И все свое время дня или ночи Ибн Теймийя не прекращал поминать Аллаха, поминая Его Единство и просил у Него прощения. Он постоянно поднимал свой взор к небу и не прекращал делать это, словно он видел что-то там, что приковывало его взор.

Таковым было его обычное состояние, за все время моего присутствия рядом с ним.

Субхана-Ллах! Как скоротечны были те дни! Ах если бы это длилось дольше!

Клянусь Аллахом, по сей дней не было в моей жизни моментов более любимых, чем время, что я провел рядом с ним! И я никогда не пребывал в лучшем положении, чем в те времена, и все это было только лишь по причине бараката Шейха, да будет Аллах им доволен.

Каждую неделю он навещал больных, особенно тех, что находились в больнице.

И многие из тех, чье доверие не вызывает сомнения, говорили мне, что всю свою жизнь Шейх провел так, как я видел и описал выше.

Так скажите же мне, какое поклонение и джихад может быть лучше этого!?


[1] Слова «Ля иляха илля Ллах».

[2] Слова «СубханАллах».

[3] Слова «Альхамдулиллях».

[4] Слова «Аллах Акбар».

[5] Т.к. в этой Суре собраны и Хвала Аллаху и мольба к Нему, Свят Он и Велик. От редактора.

[6] Т.е. они искали благодати от его хорошей компании и знаний, а не в том смысле, что он по своей сути являлся источником благодати. Благодати от его мольбы за них, благодати от Аллаха, потому что именно Единственный Податель благодати. От редактора.

[7] Он и несколько его товарищей однажды отправились, чтоб разрушить винные лавки. Они разбили всю посуду, разлили вино и делали увещевания некоторым выпивающим, которые там находились. Также однажды он разрушил столб в мечети Дамаска, от которого люди обычно искали благоволения. См. ‘аль-Бидайа ва ан-Нихайа’ (13/34 и 14/122-123).

Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: