Имам аль-Къуртуби: Признание ашарита прошлого


بسم الله الرحمن الرحيم

و به نستعين

Какая же все-таки разница между ашаритами прошлого и настоящего…

Такой Имам прошлого как выдающийся толкователь Корана, Имам аль-Къуртуби аль-Малики (умер в 671 г.) отмечал в своих книгах что мазхабом Салафов и первых ашаритов, было подтверждение Качеств и Атрибутов Аллаха подтверждая их смысл и без философствования в нем. Первые Салафы по его словам подтверждали без исключения всё чем Аллах Себя описал в Коране и Сунне, без опустошения смысла (тафвида маъна) и аллегорического толкования (таъвиля) нововведенцев.

Однако одна беда, по своей воле или не воле, после подтверждения этого, он все-таки склонился к пути поздних приверженцев ашаритского каляма. По видимому он был из тех, кто считал, что мнение Салафов здравое, но мнение Халафов, более освещено знанием и мудростью

Пишет Имам аль-Къуртуби, да смилуется над ним Аллах, в своей книге “аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна”: “Глава о разногласиях людей по поводу “аль-Истиува” (Вознесении).

Нам известно по этому поводу десять мнений ученных…”. После этих десяти аль-Къуртуби добавляет еще четыре. 2\122

Шестое: Мнение ат-Табари (аш-Шафии), Ибн Абу Зейда (аль-Къайраувани аль-Малики), Кадия Абдул-Ваххаба (аль-Малики) и группы ученных их Шейхов хадиса и фикъха. Это так же понимается из некоторых книг Кадия Абу Бакра (аль-Бакъилани аль-Малики), да будет доволен им Аллах и Абу аль-Хасана (аль-Ашари). Передал это от него, т.е. от Кадия Абу Бакра, Кадий Абдул-Ваххаб текстом, и это то, что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей – в некоторых местах они говорили “над (фоувкъ) Его Троном”… Я скажу: Это мнение Кадия Абу Бакра в книге “ат-Тамхид”… Это так же мнение Ибн Абдул-Барра и ат-Тальманки и других ученых из Андалусии. Так же аль-Хаттаби в книге “Шиар ад-дин” о чем мы уже упоминали”… 2\123

Восьмое: Мнение антропоморфитов: Что Он на Троне в смысле утверждения творения в месте, да прибудет Аллах превыше этого”!… 2\124

* Я хотел бы обратить внимание читателей на то, как Имам аль-Къуртуби разделяет мнение Салафовчто Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей“, от мнения антропоморфитов“Он на Троне в смысле утверждения творения в месте. Но к сожалению, сегодня, ашариты пытаются выставить это мнение Салафов и тех, кто следует за ними, антропоморфизмом и декларируют это в своих брошюрах и на своих сайтах.

Далее аль-Къуртуби приводит другие различные мнения, а затем говорит:

أظهر الأقوال؛ وإن كنت لا أقول به ولا أختاره؛ ما تظاهرت عليه الآي والأخبار والفضلاء الأخيار: أن الله (سبحانه) على عرشه كما أخبر في كتابه، بلا كيف، بائن من جميع خلقه. هذا جملة مذهب السلف الصالح. اهـ

Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то что выявляется из аятов и передач,- что Аллах над Троном, как это Он сказал в Своей Книге и на языке Своего посланника, без вопроса “как?”. Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих, как передается от достойных доверия передатчиков”. 2\132

Имам аль-Къуртуби так же в своем Тафсире в толковании на 54 аят Суры аль-А`раф , пишет указывая на мнение Салафов:

«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон…».

В этом вопросе «Истиува» – Возвышении, у Учёных много мнений и процедур исследования. Мы пояснили слова учёных об этом, в книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», и упомянули там 14 мнений об этом. И большинство из ранних и современных учёных, на том, что если становится обязательным очищение Аллаха Пречист Он, от «джихат» (сторон) и «тахайюза», то из-за необходимости этого и связанных с этим побочных выводов; у более поздних учёных и их ранних предводителей (вождей), необходимо делать очищение Аллаха Свят Он и Возвышен, от «джихата» (стороны). И (Он) не в стороне верха, у них; потому что для них это означает; описывание Его стороной, что делает обязательным, то что Он, находится в месте и «хаийюзе», а для места и «хайюза», становится обязательным движение, и покой для «мутахайюза», а так же изменения и обновления. Это слова «мутакаллимов».

وَقَدْ كَانَ السَّلَف الْأَوَّل رَضِيَ اللَّه عَنْهُمْ لَا يَقُولُونَ بِنَفْيِ الْجِهَة وَلَا يَنْطِقُونَ بِذَلِكَ , بَلْ نَطَقُوا هُمْ وَالْكَافَّة بِإِثْبَاتِهَا لِلَّهِ تَعَالَى كَمَا نَطَقَ كِتَابه وَأَخْبَرَتْ رُسُله . وَلَمْ يُنْكِر أَحَد مِنْ السَّلَف الصَّالِح أَنَّهُ اِسْتَوَى عَلَى عَرْشه حَقِيقَة . وَخُصَّ الْعَرْش بِذَلِكَ لِأَنَّهُ أَعْظَم مَخْلُوقَاته , وَإِنَّمَا جَهِلُوا كَيْفِيَّة الِاسْتِوَاء فَإِنَّهُ لَا تُعْلَم حَقِيقَته . قَالَ مَالِك رَحِمَهُ اللَّه : الِاسْتِوَاء مَعْلُوم – يَعْنِي فِي اللُّغَة – وَالْكَيْفَ مَجْهُول , وَالسُّؤَال عَنْ هَذَا بِدْعَة . وَكَذَا قَالَتْ أُمّ سَلَمَة رَضِيَ اللَّه عَنْهَا . وَهَذَا الْقَدْر كَافٍ

Однако первые Салафы (Сахабы, Табиины, Имамы), да будет доволен ими Аллах, не говорили отрицая «джихат» (сторону), и не произносили этого (т.е. слово «джихат»), напротив же, они говорили подтверждением её (стороны) Аллаху Всевышнему, как это пришло в Книге Его, и оповестили Пророки Его (мир им). И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» – истинно, а особо выделен трон (тем, что) он наивеличайшее творение Его. Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его. Сказал Малик, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество. Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных. И эта мера в убеждениях достаточная».

Вот такие вот признания и свидетельства ашаритов прошлого… Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то … – что Аллах над Троном, … без вопроса “как?”. Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих ” …

* Так же, считаю необходимым обратить внимание читателя, на указания Имама аль-Къуртуби, что мнением Салафов, не был “тафвид” смысла (отрицание понимания смыслов), и придавание аллегорических значений текстам, так как он говорит:

- “И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» – истинно”,

Т.е. они воспринимали это как есть “хакъикъатан”, без аллегории-”маджаза”.

- “Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его”.

Т.е. они делали “тафвид кейфийи” (отрицание понимания образа-формы) Качеств и Атрибутов Аллаха, а не “тафвид маъна” (отрицание понимания смысла).

- “Сказал Малик, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно…”.

И почему это сегодня ашариты впадают в истерику и пытаются “мутить воду” вокруг убеждений Салафов?


Связанные записи

3 комментариев

  1. Имам пишет:

    Вопрос: “Ты меня конечно извини имам, но из этой статьи одно понятно. Ученый говорит: Я знаю, истина у них, но я буду делать свою бид’а”.

    Ответ: Если он был традиционного мнения ашаритов, что мнение Салафов здравое, но мнение Халафов более знающее и мудрое, то все ясно. аль-Къуртуби тогда был из тех, кто считал что мнение Халафов-ашаритов, более знающее и мудрое, чем мнение Салафов. Это мнение очень распространено у ашаритов в прошлом и настоящем. Вероятно именно поэтому аль-Къуртуби, ан-Навави и др. зная мнение Салафов все-же склонились к другому мнению.
    К примеру аль-Баджури аш-Шафии аль-ашари (1277 г. умер) говорил в своих пояснениях к книге «Джоувхара»(автор Бурхану-дин аль-Лякъани умер в 1041 г.):
    قال الباجوري في حاشيته ( ص 55 ) تحت قول صاحب ( الجوهرة ) :
    وكل نص أوهم التشبيها أوله أو فوض ورم تنزيها
    ( وطريقة الخلف أعلم وأحكم لما فيه من مزيد الإيضاح والرد على الخصوم وهي الأرجح ولذلك قدمها المصنف وطريقة السلف أسلم لما فيها من السلامة من تعيين معنى قد يكون غير مراد له تعالى )
    «Каждый текст представляющийся уподоблением,
    Перетолкуй его (аллегорией) или сделай тафвид …».
    «Путь Халафов более знающий и более мудрый, т.к. он наполнен пояснением и опровержением оппонентов,- это более приоритетнее. Поэтому автор его предпочел (пути Салафов), а путь Салафов, он здравый…». См. «Хащия аля Джовхара» стр. 55.

    Это мнение Халафов ашаритов, в пух и прах разбил Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя в Фатве аль-Хамавийя, здесь можно почитать что я перевел в сокращении.
    Так вот, выбор этих ашаритов, судя по всему строился на этом неправильном выводе а именно: «Путь Салафов здравый, но путь Халафов более знающий и мудрый». Они ошиблись в этом… да смилуется над нами и ними Аллах.

    Ответить
  2. Имам пишет:

    Дополнение: аль-Куртуби, заступается за Ибн Абдул-Барра. Ссылка.

    Ответить

Leave a Reply

Введите цифры: