Вероубеждения Ибн Абу Хатима ар-Рази аш-Шафии и его отца


Убеждения[1] Абу Зуръа ар-Рази[2] и Абу Хатима ар-Рази[3]

Имам аль-Ляликаи[4] аш-Шафии передает в своей книге “Шарх Усуль аль-Иътикъад Ахлю-Сунна”[5] с иснадом[6] от Мухаммада аль-Мукъри от аль-Хусейна ибн Мухаммада аль-Мукъри от Абдурахмана ибн Абу Хатима ар-Рази[7] аш-Шафии: Он сказал: “Я спросил своего отца и Абу Зуръа ар-Рази о вероубеждениях Ахлю-Сунна в Основах религии и о том, что они узнали от Ученых, которых встречали в землях Ирака, Хаджаза, Шама, Йемена. (Они сказали мне), что их вероубеждениями было:

-  То, что вера- это слово и дело. Она увеличивается и уменьшается.

-  То, что Коран- это Слово Аллаха, он несотворенный как бы там нибыло.

-  Предопределение, хорошее и плохое, от Аллаха.

- Лучшими из этой Уммы после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются Абу Бакр ас-Сиддикъ, затем Умар ибн аль-Хаттаб, затем Усман ибн Аффан, затем Али ибн Абу  Толиб, да прибудет с ними мир. Они являются праведными и ведомыми Халифами.

- Десять, которых поименно назвал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и засвидетельствовал им Раем, слово его (в этом) истинное. Необходимо просить милости за всех сподвижников и не лезть в то, что между ними произошло.

- То, что Аллах на Троне Своем, отделен от творений, так как Он Сам Себя описал в Книге и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, без вопроса “как”? Он все охватил Своим Знанием: “Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий”.

- То, что Он Величайший и Могущественный, будет видим в будущей жизни. Будут видеть Его обитатели Рая своими глазами, будут слышать Его Речь как Он пожелает.

- …

- Признаком людей нововведения являются выпады в сторону “Ахлю аль-Асар” (приверженцев наследия от Салаф ас-Солих). Признаком зиндиков (еретиков) является называние “Ахлю-Сунна” (приверженцев Сунны)- хашавитами. Этим они пытаются объявить ложью наследие (от Салаф ас-Солих). Признаком джахмитов является называние “Ахлю-Сунна”- мушаббиха (уподобляющие)…

Ничто из этих ярлыком не относится к Ахлю-Сунна…

- Отец и Абу-Зуръа приказывали отстраняться от приверженцев новшеств и были очень жесткие в этом. Они запрещали сидеть с приверженцами “Каляма”, смотреть в их книги и говорили что приверженцы “Каляма” никогда не преуспеют. Это же скажу и я (Ибн Абу Хатим ар-Рази)…”. 1\197-200.


[1] Это так же убеждения группы ученых которых они встречали за свою жизнь.

[2] Имам, господин Хафизов, УбейдуЛлах ибн Абдул-Карим ибн Язид ибн Фаррух, Абу Зуръа ар-Рази аль-Ханбали. Родился 210 (?) г., умер в 264 г. Передается что Имам Ахмад, часто делал за него дуа, и они много вместе повторяли хадисы. Говорил Ибн Абу Шейба: ” Я не видел более сильного Хафиза чем Абу Зуръа”. Говорил Исхак ибн Рахавейх: “Хадис, которого не знает Абу Зуръа, не является хадисом”.

Передается что на смертном одре он перечислив по цепочке передатчиков хадиса сказал: “…от Муаза: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот кого последними словами будут “Нет божества кроме Аллаха”, тот войдут в Рай”, и умер”. См. “Сияр” аз-Захаби 2\2624.

[3] Хафиз, Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Мунзир, Абу Хатим, аль-Гъатафани, аль-Ханзали, ар-Рази, аш-Шафии один из выдающихся Имамов. Родился в 195 г. Имам аз-Захаби аш-Шафии в книге “Сияр” 3/3298: “Мухаммад ибн Идрис аль- Ханзали ар-Рази: Имам, Хафиз, Критик, Шейх Мухаддисов, был морем Знания, кружившим в поисках его (Знания) повсюду, блестящ в познании “Иснада” и “матна”, многое собрал и написал из книг, критиковал и одобрял, подтверждал достоверность и указывал на слабость (в Хадисе). Родился в 195 г. по Хиджре…”. См. его биографию так же в “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра” ас-Субки 1\299-300.

[4] Хибату-Ллах ибн аль-Хасан ибн Мансур. Известен как Хафиз Абу Къасим ар-Рази, по месту рождения ат-Табари, известен так же как аль-Ляликаи (аль-Алькани, аль-Лякаи). Факъих Шафиитского мазхаба. Посещал Багдад. Приобрел знания Фикха у Шейха Абу Хамида… Говорит аль-Хатыб (аль-Багдади): “…Написал книги, “Сунна” , “Риджаль ас-Сахихайн”… Умер в Рамадан месяце 418 г“. Сказал Ибн Салях: “…Он много изучал Хадисов, а так же много их передавал, правдивый(садукъ) в передаче”. См. книги “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра” 4\207: “аль-Интикъа мин китаб Тарих аль-Ислам аз-Захаби” Кадия Шухба аш-Шафии (779-851 г.) стр. 359.

[5] Издательство “Дар ат-Тойба”, девятое издание 1426 г. под редакцией доктора Ахмада аль-Гъамиди. 9 томов.

[6] Эти вероубеждения так же передает Имам аз-Захаби аш-Шафии, опираясь на них, через три разных иснада до Имамов Абу Хатима, его сына Абдурахмана и Абу Зуръа ар-Рази. Шейх аль-Албани, так же исследуя цепочки передатчиков этих вероубеждений называет их достоверными от этих Имамов. См. “Мухтасар аль-Улув” стр. 204-205.

[7] Хафиз, Муфассир, Имам, Абдурахман ибн Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Мунзир, аль-Ханзали, ар-Рази, аш-Шафии. Родился в 240 г. Получал знания от Абу Саид аль-Ашдж, от аз-Заъфарани…от Имама Исмаила аль-Музани (аш-Шафии), Рабиа ибн Сулеймана, от Абу Зуръа, и многих ученых этого поколения, а также от ученых Ирака, Шама, Хиджаза, Мисра, Аравийского полуострова и ученых горных местностей. … Он написал книги: “Джарх ва таъдиль” 4 тома, “Рад аля джахмия”, большой “Тафсир”, это лучшая работа по тафсиру, его руке также принадлежат еще многие работы. Умер в 327 г. См. его биографию в “Сияр” аз-Захаби, в “Табакъат” ас-Субки 3\324.

Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: