Шафииты или ашариты? Ахмад аль-Исмаили (277-371 г.) и др.
Заметка: Имам, Абу Бакр, Ахмад ибн Ибрагим, аль-Исмаили аш-Шафии (277-371 г.)
Книга – “Иътикъад Ахлю-Сунна“
Коротко об авторе:
Пишет Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в своей книге “Сияр”, в биографии Имама аль-Исмаили: “Имам, Хафиз, Худжа, Факъих, Шейх аль-Ислам, Абу Бакр, Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили, аш-Шафии. Автор книги “Сахих мустахрадж аля Сахих аль-Бухари”. Он являлся Шейхом шафиитов, родился 277 г., начал изучение хадисов еще в детстве и писал их своей рукою. Был автором многих работ, которые свидетельствуют ему о достоинстве и главенстве в Фикхе и Хадисе.
Сказал Имам аль-Хаким: “аль-Исмаили был уникальным (ученым) в свое время, Шейх мухаддисов и факихов, самым достойным из них. Никто не разногласил о нем среди ученых. Умер в 371 г.”".
Приводит Тажуд-дин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах: “Абу Бакр, Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили. Имам в местности Джурджан. К нему все обращались за знаниями в Фикъхе и Хадисе. Он брал знания от Захида, Усмана аль-Макабири аль-Джурджани, Ибрахима ибн Зубейра аль-Хальвани, Ахмада ибн Мухаммада ибн Масрукъа, Мухаммада ибн Яхьи аль-Марувази, Яхьи ибн Мухаммада аль-Джинани, АбдуЛлаха аль-Фирьйяби, Мухаммда ибн АбдуЛлаха аль-Хадрами, Мухаммада ибн Усмана Ибн Абу Шейбы, и многих других Ученных, Багдада, Куфы, Басры, Моувсула, аль-Анбара.
Его учениками были Хаким, Абу-Бакр аль-Баркъани, Хамза ас-Сахми, Абу Хазим аль-Абдари, Хафиз Абу-Бакр, Мухаммад ибн Идрис аль-Джурджани и др.
Сказал Хамза: “Я слышал, как Имам ад-Даракъутни говорил: “Сколько раз я намеревался отправиться к Абу-Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог”". См. “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра” 3 том, стр. 7-8.
Его книги:
1- “Мустахрадж аля Сахих аль-Бухари”.
2- “Мадхаль аля Сахих аль-Бухари”.
3- “аль-Муснад аль-Кабир”.
4- “аль-Фауваид”.
5- “Муъджам ас-Сахаба”
6- “Рисаля фи аль-акъида иля ахлб-аль-Джилян”, о ней упоминают в своих работах Имам ас-Сабуни аш-Шафии (умер в 448 г.) и Шейх аль-Ислям Ибн Теймийя.
7- “Китабун фи аль-Фикъх”.
8- “Иътикъад Ахли ас-Сунна”. Эта книга.
Цепочка передачи этой работы аль-Исмаили:
Эту работу с иснадом приводит Имам Ибн Къудама аль-Макдиси (541-620) в своей книге “Зам ат-Таъвиль”: от Масуда аль-Хашими от Хафиза Абу аль-Аля от Али аль-Джурджани от Хамзы ас-Сахми от Абу Бакра, Ахмада аль-Имаили.
Имам аз-Захаби (673-748), приводит эту работу с иснадом Ибн Къудамы, через Исмаиля ибн аль-Фарра от Ибн Къудамы аль-Макдиси. Имам аз-Захаби говорит в своей книге “аль-Арбаин”, подтверждая достоверность цепочки передатчиков этой работы от Имама аль-Исмаили: “Эти убеждения мы слышали по достоверной цепочке передатчиков до него (аль-Исмаили)”. Стр. 118.
Сказал Имам, Абу Бакр, Ахмад ибн Ибрагим, аль-Исмаили аш-Шафии (277-371 г.) в своем послании “Иътикъад Ахлю-Сунна”[1]: “…Они убеждены что Аллах Всевышний… описываем Качествами и Атрибутами, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
- Сотворил Адама Рукой Своей.
- “Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает”, без убеждения “кейфа” (формы-образа).
- То, что Он: “Вознесся над Троном”, без формы-образа. Поистине Аллах сообщил то, что Он: “Вознесся над Троном”, но не сообщил, каким образом Его Вознесение…”. Стр. 36
“Они говорят…что поистине Он Снисходит на ближайшее небо, так как известно из достоверных хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без убеждения каким это образом”. Стр. 42.
[1] Издательство “Дар аль-Минхадж” 1430 г. Первое издание, под редакцией доктора Джамаля Аззуна.
___________________________________________________________________________________
Для напоминания приведу выдержки из работ других Шафиитских ученых, выражавших убеждения Асхабуль-Хадис и сторонившихся новшества ашаритского каляма:
1- Слова Имама шафитского мазхаба, в его время. Абу ‘Аббас Ахмад ибн ‘Умар ибн Сурейдж[1], да смилуется над ним Аллах.
Ответ Абу ‘Аббаса ибн Сурейджа на вопрос о Сифатах Аллаха:
“Скажу следующее, а успех от Аллаха: “Запрещается разуму,- уподоблять Аллаха Свят Он и Велик, а воображению,- ограничивать Его, а мысли (мнению),- категорически утверждать (о Нём), а совести,- углубляться, а для людей, – обдумывать, а помышлениям, – стараться охватить собой, а проницательным умам,- описывать его, кроме как тем, чем Он Сам Себя описал в Книге Своей и на языке посланника Своего.
Достоверно известно и утверждено, и стало ясно для всех последователей Ахлю-Сунна валь Джамаа, из предшественников, Сахабов, Табиинов и праведно – руководствующихся Имамов, известных до наших дней, что все аяты пришедшие от Аллаха в описании Сущности и Качеств Его, и хадисы, в достоверности которых убедились учёные хадиса; на всех верующих лежит обязанность веры в каждый из них, как он (аят или хадис) пришёл, и оставлять дело этого, Аллаху Свят Он и Велик, как Он приказал. И это как-то, что пришло в Слове Аллаха: “Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придёт к ним, осенённый облаками, вместе с ангелами, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела“. Сура Бакара 120 аят. И как в Слове Его: “…и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами“. Сура Фаджр 22 аят. и Слово Его: “Милостивый вознёсся на Трон“. Сура Та-ха 5 аят. А так же Слово Его: “…а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь (к’абдатуху) Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Правой (Рукой) “. Сура Толпы 67 аят. и другие подобные им, из того, что пришло в Коране, как “фоувкьия” (присущее “над”), и “нафс” (“зат”) Сущность, две Руки, Слух, Зрение, Речь, Глаза, Взгляд, Желание (Воля), Довольство, Гнев, Любовь, Неприязнь, Помощь, Близость, Отдаление, Стеснение, Приближение,… и Призыв Его к пророкам (мир им), и Слова Его ангелам, и Хватка Его и распростёртость (Рук) Его, и Знание Его, и Единственность Его, и Мощь Его, и Желание Его, и Единственность Его, в нужде творений в Нём (ас-Сомадия), и Первичность Его, и то, что ничего не будет после Него, и Жизнь Его, и Предвечность Его, и постоянство Его, и свет Его и Величие Его, и Лик Его, и творение Адама Руками Его, и то, что в Словах Его: “Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?” Сура Мульк 16 аят… и другие, из Качеств относящихся к Нему и упомянутых в Книге Его, ниспосланной пророку Его, и всё что произнёс избранник Его из Качеств Его, как: то, что Он Руками Своими, посадил Джаннат “Фирдавс” и дерево Туба, и написал Товрат (Тору) Рукой Своей, и Смеялся и Удивлялся, и положит “кадам” Ступню Свою на Ад, и тот скажет: “всё, всё”, и упоминание Пальцев, и Снисхождение каждую (треть) ночи на небо “Дуния”, а так же в ночь “Ляйлятуль – Кадр”… и то, что Он не одноглаз, и подтверждение Речи Его, звуком, буквами, на языке со словами, сурами, и поднимание слов, дел и душ к Нему, и история о “Ми`радже” вознесении Пророка душой и телом к Нему, и то что он видел Ад и Рай, и достиг “’Арша” (Трона) и того (предела), что не было между ним и между Аллахом Всевышним, ничего кроме (хиджаба) покрывала Величия, … и другое, из того, что достоверно известно от Пророка .
A убеждение наше в этом, и в аятах “муташабихат”[2], таково, что мы принимаем их не отвергая и не толкуя толкованием противоречащих (Сунне), и не придаём значение уподобления, и не добавляем и не убавляем ничего в них, и не задаёмся вопросом “как?”… а скажем так, как сказал Аллах, и поясним так, как пояснил это Его Пророк и его Сахабы, и Табиины и Имамы, из предшественников наших в религии, и будем держаться за то, за что они держались, сдадимся перед внешними указаниями аята и хабара (вести) ниспосланного, и не будем говорить, толкованием му`тазилитов, ашаритов[3], джахмитов, а так же толкованием придающих тело (муджасима), и уподобляющих (мушаббиха), и каррамитов, воображающих “как?”. Нет, мы примем их без толкования, и уверуем в них без уподобления, и скажем, что вера в них обязательна, а говорить ими желая толкования их – это “бид`а” (новшество)”. Книга Мухтасар “Улув” Имама аз-Захаби стр. 226-227. Книга “Иджтима джуюшь аль-Исламия”. Ибн К’айима Джавзия стр.170-174.
[1] Абу ‘Аббас Ахмад ибн ‘Умар ибн Сурейдж, Факих мазхаба Шафии. Был величайшим ученым шафиитом и Имамом мусульман. В его время, его предпочитали над всеми шафиитскими учёными и говорили ему; “Поистине Аллах избрал ‘Умара ибн ‘Абдул ‘Азиза, да смилуется над ним Аллах, на рубеже первого столетия по Хиджре, чтоб прояснилась Сунна и померкли все новшества, и облагодетельствовал Аллах нашу Умму, на рубеже второго столетия, Имамом Шафии, да смилуется над ним Аллах, прояснил он Сунну и скрылось всё новшество, и облагодетельствовал Аллах Всевышний, тобой нашу Умму, на рубеже третьего столетия, и снова стала сильной Сунна и ослабло всё новшество”. Умер он в возрасте 57 лет, в месяце “джумадуль-уля” 306 г. По Хиджре”. Читайте о нём у Субки в “Табакат аш-Шафиия” 2/87, а так же у аз-Захаби в “Сияр” 1/185.
[2] Иносказательных аятах.
[3] Некоторые последователи “каляма”, подвергали сомнению возможность встречи Ибн Сурейджа с Абу Хасаном Ашари, тогда, когда последний оставил му’тазилизм, и примкнул к другой группе мутакаллимов, выражая свое личное мнение на основе “каляма”, но уже опровергая му’тазилитов. Подтверждением возможности этого следующее:
Ибн ‘Асакир в своей книге “Табьийн казиб аль-муфтари” на стр 14 говорит: “…Более верно, что он (Абу Хасан Ашари) умер в 324 г., так же сказал Абу Бакр ибн Фаврак, и таким образом 300 год, будет годом, когда он вернулся на мазхаб Ахлю-Сунна. Возвращение его было при жизни Джубаи (его шейха му’тазилита), и дискуссии его с ним после его (Абу Хасана Ашари) возвращения (от мазхаба му’тазилитов), дело очевидное. А умер Джубаи как упомянули знающие (ученые) в 303 г в Ша’бан месяце”.
То, что Джубай умер в 303 г. указал так же Имам Захаби в своей книге “Тарих аль-Ислам”.
Отсюда становится ясно, что Абу ‘Аббас Ахмад ибн ‘Умар ибн Сурейдж умерший в 306 году, как указал Имам Захаби в “Тарих аль-Ислам”, застал Абу Хасана Ашари на его самостоятельном мнении.
_________________________________________________________________________________________
2- Сказал Абу ‘Усман, Исмаил ибн ‘Абдурахман ас-Сабуни аш-Шафии[1] (373-449 г. Х), да смилуется над ним Аллах, в своей книге, “Ак’идату ас-Салаф ва Асхабуль-Хадис” или др. название, “Рисаля фи и`тикад Ахлю-Сунна ва Асхабуль-Хадис ва Аимма”.
-“”Асхабуль-Xадис”,да сохранит Аллах живущих из них и смилуется над умершими, свидетельствуют Аллаху о Единственности Его, и посланнику Аллаха о послании пророческом, и знают Господа своего, в Качествах и Атрибутах Его, с которыми пришло Откровение и свидетельствовал о них посланник Его… и утверждают Ему то, что Он Сам утвердил о Себе в Книге Своей, или на языке посланника Своего. И они (учёные хадиса), не убеждены в уподоблении Качеств Его, качествам творений, и говорят; поистине Он создал Адама, Своими (двумя) Руками, как пришло в аяте; “Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?”. Сура Сод 75 аят., и не подменяют они слова, перенося смысл слова обе Руки, на две милости или две мощи, как делают “му`тазилиты” и “джахмиты”, да погубит их Аллах, и не пытаются они постигнуть их образ- форму, задаваясь вопросом “как?” и не уподобляют они Руки Его, рукам творений, как делают придающие форму “мушаббиха”[2], да поразит их Аллах.
Спас Аллах Ахлю-Сунну, от изменения, и от того, чтоб задаться вопросом “как?”, и даровал им познание и понимание, так, что они проложили путь Единобожия “тавхида” и очищения “танзиха”, и оставили разговоры о глубоком объяснении и о уподоблении, последовав Слову Аллаха: “Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий“. Сура Шура 11 аят. И таким же образом, говорят они обо всех Качествах, о которых упомянул Коран и достоверная Сунна… без уподобления чего-либо из этих Качеств, качествам созданий. Нет, они останавливаются в них на том, что сказал Аллах и Его посланник, без добавления к ним чего-либо, и постижения формы этого, задаваясь вопросом “как?”, без уподобления и без изменения и подмены, и без удаления от “лафза” [произношения], той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё ложную метафору – “маджаз”. Они “Асхабуль-Хадис”, проходят его на внешнем (смысле)”. Страница 106-108.
[1] Сказал о нем Имам аль-Байхакьи аш-Шафии: “Поистине он настоящий Имам мусульман, и истинный Шейх аль-Ислам, все его современники покорно признают величину его положения в религии, его главенство и верность его убеждений [акыды], величину Знаний, и приверженность к пути [тарикьату] ас-Салафов”. См. “Табакьат аш-Шафиия аль-Кубра” 3/123.
Сказал о нем Тажуд-дин ас-Субки аш-Шафии: “Он был одним из тех, о ком не разногласили ни одна из групп [течений], по поводу его религиозности, главенства и Знания”. См. “Табакьат аш-Шафиия аль- Кубра” 3/123.
Шейх аль-Ислам Ибн Теймия когда говорил о нем всегда называл его Шейхом аль-Ислама. Ибн Каийим Джавзия говорил о нем: “Он Имам ахлю аль-Хадис, Фикха и Тасаввуфа в свое время”. Книга “Иджтима аль-Джуюшь”. Стр.97.
[2] Мушаббихиты (“уподобляющие”, “отождествляющие”) – это антропоморфисты.
_______________________________________________________________________________________
3- Также Худжатуль Ислам, Абу Ахмад ибн Хасан аш-Шафии Асбахани[1] известного как ибн Хаддад (родился в 464 г. умер в 517 г. Хиджры), да смилуется над ним Аллах: “…Мы описываем Аллаха, тем чем Он Сам Себя описал в Книге Своей великой, и на языке посланника Своего, не прибавляя к этому и не убавляя ничего, останавливаемся на этом, и не входим в рассуждения об этом опираясь на мнение и сравнения “к’ияс”, т.к. Он далёк от форм, классов и родов; “Поистине это по Милости Аллаха к нам, и к людям, но большая часть людей - неблагодарны!” Сура Бакара 234 аят, и то что Он, Свят Он и Велик, Вознёсшийся над Троном Своим, над всеми творениями Своими, как оповестил Он нас в Книге Своей, и на языках посланников Своих (мир им всем), без “ташбиха” [уподобления], без “та`тиля” [опустошения], без “тахрифа” [изменения] и без “та’виля” [аллегорического толкования], и таким же образом обо всём, что пришло в Коране о Качествах и Атрибутах Его, проходим их как они пришли, без добавления в этом, и следуя в этом пути Учёных Салафов ас-Солих, да будет доволен ими Аллах, молчим там, где они молчали, и толкуя то, что они толковали, потому что они пример нам, как сказал Аллах: “Это – те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом“. Сура Замр 18 аят,… и поистине Коран Слово Аллаха Господа Миров, снизошёл с ним (с Кораном) Ангел верный, на сердце Мухаммада печати всех Пророков… и поистине он (Коран) несозданный, поистине суры, аяты, буквы, услышанные и слова совершенные, которые сделали бессильными людей и джинов, чтоб создать и прочитать что-то подобное им (Словам Аллаха), даже если будут одни из них (джины) помогать другим (сморите суру “Исра” аят. 88), несозданные. Суры, Аяты Корана несозданные, в отличие от ереси му’тазилитов. Суры и аяты Корана, не “и`бара”- выражение, как сказали Куллябиты[2] … Словом наших праведных предков было: “ (Коран) от Него начат и к Нему возвращается”. А термин “ляфзия”, само понятие “произношение Кораном созданное” ввели нововведенцы- джахмиты, так говорили Имамы Ахмад и Шафии.”
Далее ибн Хаддад приводит риваят[3] с иснадом[4] от Имама Шафии, который говорил: “Кто скажет, что Коран в произношении или произношение Кораном созданное, тот джахмит”. Книга ибн К’аийма Джавзия “Иджтима джуюшь аль Исламия фи гьазви муаттля ва джахмия” стр. 177-178.
[1] ‘УбейдуЛлах ибн аль-Хасан ибн Ахмад ибн аль-Хасан аль-Асбахани, аль-Хаддад, Хафиз, известный Мухаддис. Читайте о нем в “Сияр” у Имама аз-Захаби 19/486-488.
[2] Последователи ‘АбдуЛлы ибн Куляба аль-К’аттана, одного из имамов мутакаллимов, умер примерно в 240 году.
[3] Передача.
[4] Цепочка передатчиков.
____________________________________________________________________________________
4- Сказал Имам Абу Хасан аль-Курджи[1] (умер 532 г. Х), да смилуется над ним Аллах, он из учённых шафиитов 5 века: “И не переставали Имамы шафиитского мазхаба отрицать и отчуждаться того, чтоб относиться к Ашари, а так же чуждались того, на чём он строил свой мазхаб (в ‘Акиде), и предостерегали друзей своих от нахождения рядом с ними (ашаритами), и это то, что я слышал от многих Шейхов и Имамов”. Приводя в пример Шейха Шафиитского мазхаба в своё время, Абу Хамида аль-Исфраини[2] (умер в 406 г. Х), которого называли “Шафии-третий”, который был очень жёсткий с “мутакаллимами”, что даже в “усуле фикха”[3] он старался отличаться от “усуля” Ашари, и не считал их (ашаритов) учёнными шафиитского мазхаба”. Книга “Тисьиния” Ибн Теимийи стр. 238-239.
[1] Мухаммад ибн ‘Абдул-Малик ибн Мухаммад ибн ‘Умар, Абу Хасан аль-Курджи. Имам, Факих шафиитского мазхаба, родился в 458 г. по Хиджре, … предавали знание и хадис от него, Ибн ас- Сам’ани, Абу Муса аль-Мадани и группа (других ученых).
Сказал ас-Сам’ани: “Я встретил в Курдже (местность), Имама, набожного, Факиха (знатока Фикха), Муфтия, хорошего Мухаддиса, литератора и поэта, освятившего всю свою жизнь собиранию знаний и распространению их”.
Ему принадлежит известная “к’асыда” (поэма) о Сунне (так ученые называли науку Ак’иды в ранний период), в которой около 200 строк, в которой он поясняет “’акиду” (убеждения) Салафов. У него есть так же работы в Тафсире и мазхабе, я (говорит Захаби) очень много писал от него. Из этой “к’асиды” следующие строки:
Убеждения их в том, что Бог Сущностью Своей
На Троне Своем, и знает Он все, что поразительно (удивительно для нас)”. Шамсуд-дин аз-Захаби (673-748 г.) в своей книге “Тарих аль-Ислам” (521-545 годы) стр. 394.
[2] Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад, Абу Хамид аль-Исфраини. Имам, Факих, глава всех шафиитов в свое время, его маджлисы уроков посещало более 300 факихов. Ученые из его современников, были единодушны в предпочтении его над всеми. Родился он в 344 г, и умер в 406 г. по Хиджре. Читайте о нем в книгах “Тарих Багдад”, “Бидая ва Нихая” и другие.
Сказал Имам Абу Хамид аль-Исфраини, да смилуется над ним Аллах: “Мой мазхаб и мазхаб аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, и всех Ученых, это то, что Коран – Речь Аллаха (КалямуЛЛах)- не созданный, а кто скажет, что он созданный, тот неверный. А так же то, что Джибриль, мир ему, слышал его (Коран) от Аллаха, а Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, слышал его от Джибриля, а Сахабы, да будет доволен ими Аллах, слышали его от Мухаммада. Так же то, что все буквы из него (Корана), как буква “ба”, “та”- это Речь Аллаха и она не созданная”. Это в его собственной книге “Усуль Фикх”, так же упомянул эти слова Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в книге “Аджвиба Мисрия”, сказав: “Шейх Абу Хамид открыто противостоял Кадзию Абу Бакру ибн Тоийбу в вопросе Корана”. Так же это приводит Ибн К’аийим Джавзия в книге “Иджтима джуюшь аль-ислямия”. Стр. 192.
[3] Наука основ Фикха.
______________________________________________________________________________________
5- Шейх аль-Амрани[1] аш-Шафии (489 – 558г.) пишет во вступлении к этому своему опровержению на зейдитов муътазилитов[2]: “…Я ответил в ней на то, что он (зейдит) упомянул из доказательств, и оставил из его слов то, в чем нет смысла. … Затем я привел вопросы в которых произошли разногласия между Асхабуль-Хадис, муътазилитами, къадаритами и ашаритами, приводя то, что я знаю из доказательств Корана и Сунны, которые приводили Имамы Хадиса в их известных Основах, такие Имамы как аль-Бухари, ат-Тирмизи, Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджури, Имам аль-Ляликаи и др…”. стр. 13.
“1 Глава в пояснении убеждений Асхабуль-Хадис, которые я исповедую.
Это вера в Аллаха Единого нет Ему сотоварища, нет Ему подобного… Он Вознесшийся над Троном как оповестил об этом без “кейфийи” (формы-образа). Знающий, Могущественный, Слышащий, Видящий, Говорящий. Он описываем Качествами и Атрибутами совершенства… Эти суры и аяты, Его Речь, Он говорил ими истинно буквами и звуком, слышимыми не как наши буквы и звуки, а смыслом понимаемым. Он ниспослал его (Коран) на Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и он несотворенный, он не является изложением (ибарой) Корана.
Аллах описываем Ликом, Двумя Руками, как Он оповестил нас в Книге, и это не толкуется как органы, или как Его Сущность или как Его Милость. Мы верим в передачи о Качествах и Атрибутах Его, пришедших от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как Снисхождение и др. верой в целом, не беремся это толковать, а проходим их, так как они пришли…”. Стр. 13
“А что по поводу подтверждения Лика и Двух Рук, то это подтверждение Атрибутов а не утверждение органов (тела) как это делают “муджассима” (антропоморфиты). Мы так же не толкуем их, так как ашариты, не отрицаем как къадариты, а доказательство на это Слова Аллаха: “Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика”. 28:88 и т.д….”. стр. 28.
96 Глава. (Обсуждение Атрибута Речи Аллаха)
После долгих объяснений и опровержений на ашаритов и муътазилитов, в частности подробное опровержение на слова аль-Газали из книги “Икътисад” аль-Амрани образно выражаясь, пишет: “Ашариты поставили одну свою ногу туда, где стоят муътазилиты, а другую где стоят Асхабуль-Хадис. Это образное выражение, тот, кто знает, понимает, что я говорю”. Стр. 99.
[1] Тажуд-дин ас-Субки аш-Шафии, пишет: “Достопочтимый Шейх, Абу аль-Хасан, Яхья ибн Аби аль-Хайр ибн Салим ибн Саид аль-Амрани аль-Йямани. Он являлся Шейхом Шафиитов в Йемене, автор книги “аль-Байян” и др. известных работ. Родился в 489 г. … Он был аскетичным, набожным и ученым Имамом, его имя было очень известным, а молва о нем далеко распространялась. Он был познавшим Фикх, Основы и науку Каляма, арабской грамматики. Больше и лучше чем все обитатели земли знал книги Абу Исхака аш-Шейрази, книги по Фикху и Основам. Знал наизусть “аль-Мухаззаб”, говорят, что он читал ее полностью за ночь. Сказал Абу Самра: “Его “вирдом” по ночам было прочтение более ста ракаатов, с семью (джузами) из Корана … умер в 558 г. Из его работ известны: “аль-Байян”, “Мухтасар аль-Ихья Улюм ад-Дин”, у него есть так же книга в науке Каляма “аль-Интисар фи ар-радди аля аль-къадарийя”". См. биографию аль-Амрани к книге “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра”.
[2] Книга “аль-Интисар фи ар-радди аля аль-муътазиля аль-къадарийя”. Издательство “Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя” 2010 г. Ливан. Бейрут. Под редакцией Шейха Ахмада Фарида аль-Мазиди. Первое издание.
6- Имам аль-Музани аш-Шафии (175-264 г.)
7- Имам Имамов, Ибн Хузейма аш-Шафии (умер 311 г.)
8- Имам ад-Дарими аш-Шафии (умер в 280 г.)
9- Имам ат-Табари аш-Шафии (224-310 г.)
10, 11- Имам Абу Хатим ар-Рази аш-Шафии (род. 195 г.), и его сын, известный толкователь Корана, Абдуррахман Ибн Абу Хатим ар-Рази аш-Шафии (240-327 г.)
12- Имам аль-Ляликаи аш-Шафии (умер 418 г.) и многие другие Имамы Шафииты, жившие до и после рождения Ибн Теймийи, да смилуется над ними всеми Аллах.
13- Имам, Исмаил ибн Мухаммад аль-Асфахани аш-Шафии (умер в 535 г.).
14- Имам аль-Аджури аш-Шафии (умер в 360 г.)
15- Имам аз-Зенджани аш-Шафии (380-471 г.)
16- Имам Мухаммад аль-Малатий аш-Шафии (умер в 377 г.)
ас саляму ‘аляйкум брат.
у него есть так же книга в науке Каляма «аль-Интисар фи ар-радди аля аль-къадарийя»
А он для чего написал книгу из науки Каляма?
Ваалейкум салам. Здесь имеется ввиду именно эта книга где аль-Амрани опровергает муътазилитов и ашаритов. Т.е. он написал ее обсуждая каллямические убеждения муътазилитов и ашаритов и опровергая их доказательствами из Корана и Сунны, плюс их же доводами и рациональными рассуждениями. Ашарит ас-Субки, называл работы в области Акыды,- Калямом. Мутакаллимы в принципе так и называют науку Акыды (Основ вероубеждений)- наукой Каляма.
Албани о заблуждении ибн Таймии в вопросе “тасальсуль”
В книге “Сильсилятуль ахадис ссахиха “(1.203) ,комментируя хадис :” Поистине ,первая вещь,которую сотварил Аллах Тааля ,есть “калям” (перо)”,он в частности пишет:” Этот хадис содержит ответ (и опровержение)тому,кто говорит ,что мир этот безначален ,что нет такой сотваренной вещи,которой бы не предшествовала другая сотваренная вещь и так до бесконечности,так что не представляется возможным говорить после этого :” Такая-то вещь-есть первое создание “.Вышеприведенный хадис делает не действительной эту акыду безначальности мира (аль-хавадису ля аоваля ляха)и совсей очевидностью указывает на наличие первого творения,которым является “калям” ,и до создания которого НЕ БЫЛО НИЧЕГО.
В свое время ибн Таймия полемизировал с философами по поводу этого вопроса извечности мира и в своем опровержении стал высказывать вещи,от которых приходит в недоумение разум и которое не может принять большинство сердец…Эти слова его (ибн Таймии) не могут быть приняты ,напротив,должны быть отвергнуты содержанием вышеприведенного хадиса…” В сокращенном шархе к акыде ат-Тахавия,шейх Албани говорит:” …разногласие ,имеющие место в этом вопросе ,указывает по смыслу своему на единодушное согласие ученых в том,что у мира этого есть начало или первое творение.Кто же сказал,что у мира нет начала ,вошли в противоречие с согласием ученых ,так как они со всей ясностью заявляют,что нет такой сотваренной вещи,которой бы не предшествовала другая сотваренная вещь и так до бесконечности.Как,например,ясно высказался об этом ибн Таймия в некоторых своих книгах.И если скажут они,что “арш” (трон)-это первое творение ,то войдут в противоречие со своей акидой безначальности мира,если же станут настаивать на идее своей (т.е ,что у мира этого нет начала),то станут противоречить “иджме” улема…”
Tags: Албани, ибн Таймия, тасальсуль
Имам, ответь пожалуйста на это, а то братья увидели на
одном из сайтов и не могут разобраться, а если ты писал про это, то дай ссылку, и ИМЕННО ОТВЕТЬ ПОЖАЛУЙСТА НА СЧЕТ СЛОВ АЛЬБАНИ ПРО ШЕЙХУЛЬ ИСЛЯМА.
И ЕЩЕ, Я КАК ПОНЯЛ, ТАМ ПО МОЕМУ СЛОВА АЛЬБАНИ СМЕШАЛИ СО СВОИМИ СЛОВАМИ, И ВЫДАЮТ ВСЕ СКАЗАННОЕ ЗА СЛОВА АЛЬБАНИ.
РАЗБЕРИ БРАТ ВСЕ, И ОТВЕТЬ ПОЖАЛУЙСТА
Кто же сказал,что у мира нет начала ,вошли в противоречие с согласием ученых ,так как они со всей ясностью заявляют,что нет такой сотваренной вещи,которой бы не предшествовала другая сотваренная вещь и так до бесконечности.Как,например,ясно высказался об этом ибн Таймия в некоторых своих книгах.
ХОТЯ УЖЕ ЗДЕСЬ БРАТ Я САМ ПОНЯЛ, ИБНУ ТАЙМИЙЙИ ОКАЗЫВАЕТСЯ САМ ПРОТИВ ТАКИХ…
Кто же сказал,что у мира нет начала ,вошли в противоречие с согласием ученых….
Как,например,ясно высказался об этом ибн Таймия в некоторых своих книгах.
А ОНИ РПЕПОДНЕСЛИ ЭТО, ЧТО ОН ЯКОБЫ ВЫРАЗИЛСЯ О БЕЗНАЧАЛЬНОСТИ МИРА, А ОН ВЫССКАЗАЛСЯ О ТОМ, ЧТО КТО ТАК ГОВОРИТ, ТОТ ВОШЕЛ В ПРОИВОРЕЧИЕ С УЧЕННЫМИ…
ВОТ ОНИ ЗАПУТАТЬ ПОСТОЯННО ХОТЯТ…СУБХАНАЛЛАГЬ
Тут ответ по этой теме.Ибн Теймийя и домыслы о бесконечности мира и цепочки творений.
А слова аль-Албани я когда найду, переведу иншаЛлах.
ас саляму аляйкум Имам, извини брат, что задаю столько вопросов, в данны момент изучаю арабский язык, и пока не могу переводить, чтобы постоянно не спрашивать у тебя.
ВОТ СУФИИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ , УЖЕ ПРИ ЧЕМ ДАВНО ПРИВОДИЛИ, НА СКОЛЬКО Я ПОМНЮ ИЗ КНИГИ “АД-ДУРАРУ АЛЬ-КАМИНА”, ЧТО АСКАЛЯНИ ТАМ ПРИВОДИТ ПИСЬМО О РАСКАЯНИИ ИБНУ ТАЙМИЙЙИ…
ОПИШИ КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ТАМ НАПИСАНО, А ТО ОНИ ЛЮБЯТ НЕДОПИСАТЬ ПОСЛЕ КАКИХ ЛИБО СЛОВ МНЕНИЕ АВТОРА, ИЛИ ПРЕПОДНОСЯТ СЛОВА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ АВТОРОВ КНИГ, КАК ЗА ИХ СЛОВА, А ОКАЗЫВАЕТСЯ ОНИ ЦИТИРУЮТ КОГО ТО…
ОТВЕТЬ ПОЖАЛУЙСТА ПОДРОБНО
ахи, ты заметил мое сообщение, извини , что напоминаю:-)
Ваалейкум ассалам. Я уже писал об этом в небольшой работе посвященной истории преследований Ибн Теймийи, рахимахуЛлах.
http://tawhid.ru/245
Об этом, со слов Барзали писал Ибн Хаджар Аскалани в кнге «Дурар». Якобы в 707 г. после выхода из тюрьмы он объявил о своем покаянии сказав «я ашарит», чтоб его отпустили в Дамаск, … но странно что через сутки его вновь сажают в тюрьму…что это за покаяние? Что его теперь сажают за то что он ашарит?…
Читайте ссылку: