Шафиит или ашарит: Имам, аль-Аджурий (280- 360 г.)
Имам, Абу Бакр, Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджурий аш-Шафии (280(?)- 360 г.)
Говорит Ибн Касир: “Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн АбдуЛлах, Абу Бакр аль-Аджурий. Получал знания от Джаъфара аль-Фирьяби, Абу Шуайба аль-Харани, Абу Муслима аль-Курхи и многих других. Был достойным доверия, правдивым, религиозным. Написал много трудов, из них “40 хадисов аль-Аджурийя”. Читал хадисы в Багдаде до 330 года, затем переехал в Мекку и жил там пока не умер в 360 году, да смилуется над ним Аллах”. См. “аль-Бидая ва ан-Нихайя” События 360 года.
Среди его учителей, был так же Абу Бакр, АбдуЛлах ибн Абу-Давуд ас-Сиджистани (сын авторы “Сунана”).
Сказал ас-Сафади аш-Шафии: “Он был праведником и много поклоняющимся… Написал многие труды по Хадису и Фикъху. От него передавали знание многие ученые Хафизы, среди них Абу-Наим и др.”. См. “аль-Вафи биль-вафаят” 2\374.
Сказал ас-Субки аш-Шафии: “Он Факъих Мухаддис, автор многих трудов”. См. “табакаът аш-шафиийя аль-кубра” 2\150.
Сказал ас-Суюти аш-Шафии: “Достойный Имам, Мухаддис,…был ученым действующим в соответствии со знанием, приверженецем Сунны, религиозным, достойным доверия”. См. “Табакъаь аль-Хуффаз” стр. 379.
Говорит Имам аль-Аджурий в своей книге “аш-Шариа“: “Глава: Вера в то что Аллах Смеется. Знайте, да наставит нас и вас Аллах на истинный путь в слове и действии, что народ Истины, описывает Аллаха тем чем Он Сам Себя описал, и тем чем описал Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чем описали Его сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Это есть мазхаб Ученых, которые являются последователями, а не нововведенцами. В этом деле нельзя говорить “как?”, нам остается, лишь принимать тексты как есть, и верить в них: Что Он поистине Смеётся, как это передал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и передается от сподвижников. И не отрицает это никто, кроме тех чье положение порицаемо у народа Истины…”. 2\1051. Издательство “Дар аль-Ватан” 1999 г. под редакцией доктора АбдуЛлы ад-Дамиджи, 6 томов.
Глава в предостережении от “хулюлитов” (говорящих, что Аллах повсюду). Порицая их убеждения Имам аль-Аджурий говорит: “Однако то, что говорят по это поводу Ученые,- это то, что Аллах, Свят Он и Велик, на Троне, над небесами, а Знание Его охватывает все… все бытие охвачено Его Знанием, а Он на Троне Своем, Свят Он Высочайший, к Нему поднимаются дела Его рабов, и Он лучше знает о них чем ангелы поднимающиеся к Нему с ними днем и ночью…”. 3\1075.
Далее Имам аль-Аджурий опровергает многие сомнительные доводы мутакаллимов, среди которых следующий:
Говорит аль-Аджурий: “И то, что берут для себя доказательством “хулюлиты” и чем вводят сомнения и путают тех, кто не обладает знание, это Слова Аллаха:
هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ
“Он – Первый и Последний, Высочайший (аз-Зохир) и Ближайший (аль-Батын)”. Сура Железо 3 аят.
Ученые так толкуют этот аят: Он Первый,- Он перед каждой вещью, живой и неживой. Он Последний,- Он после всех творений. Он Высочайший (аз-Зохир)- Он над всеми вещами, т.е. над небесами. Он Ближайший (аль-Батын)- Он ближе всех, ко всему, знает то, что под землёй, и на это указывает окончание этого аята: “Он знает обо всякой вещи”. Сура Железо 3 аят. Таким образом, толковали это Мукъатиль ибн Хайян и Мукъатиль ибн Сулейман, и на это указывает Сунна”. 3\1102.
Далее аль-Аджурий приводит десятки хадисов и передач от сподвижников в доказательство этого.
1 комментарий