АД ВЕЧЕН И НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗНЕТ
Ад вечен, никогда не исчезнет и не перестанет существовать. Ат-Тахави в своем трактате, посвященном вероучению, писал: «Рай и Ад уже сотворены. Они никогда не исчезнут и не перестанут существовать»[1]. Как отметил Ибн Хазм, все мусульмане единодушны по этому поводу. В книге «Аль-милал ва-н-нихал» он писал: «Все мусульманские течения, за исключением аль-Джахма бин Сафвана, были единодушны относительно того, что ни Рай с его блаженством, ни Ад с его муками никогда не исчезнут»[2].
В другом его трактате «Маратиб аль-иджма’» также отмечено, что мусульмане единодушны относительно того, «что Ад существует реально и является обителью мук, что он никогда не исчезнет, как и не прекратят существование его обитатели»[3].
Текстов, указывающих на вечность Ада, очень много, и на страницах этого исследования мы упомянем некоторые из них, хотя вполне достаточно того, что Аллах назвал его «обителью вечности»[4].
Таким образом, приверженцы сунны и единой общины верят в то, что Ад вечен и никогда не исчезнет, что его обитатели будут страдать в нем вечно и что покинут его только грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Что же касается неверующих и многобожников, то они останутся там навсегда.
Однако не все люди согласны с убеждениями поборников истины в данном вопросе. Тех, кто разделяет иные взгляды, можно поделить на семь групп.
1. Джахмиты: они не считают вечными ни Ад, ни Рай. Имам Ахмад сообщил об этом в конце книги «Ар-радд ‘ала-з-занадика», приведя там ясные тексты, указывающие на вечность этих творений.
2. Хариджиты и мутазилиты[5]: они полагают, что всякий попавший в Ад пребудет там вечно, даже если он не приобщал сотоварищей к Аллаху. Суть этих воззрений сводится к тому, что хариджиты считают неверующими мусульман, совершающих грехи. Согласно их представлениям, каждый, кто совершает грехи, становится неверующим и обречен на вечные страдания в Аду. По мнению мутазилитов, если человек совершает грехи, то он занимает промежуточное положение между верующими и неверующими: в этом мире на него распространяются законы ислама, а в Последней жизни он навечно останется в Геенне. Ранее мы уже привели немало текстов в подтверждение того, что поборники единобожия рано или поздно покинут Ад.
3. Иудеи: они полагают, что если их подвергнут наказанию в Аду, то это продлится лишь некоторое время, после чего им на смену придут другие люди. Аллах опроверг это убеждение и сказал:
«Они говорят: “Огонь не коснется нас, разве что на считанные дни”. Скажи: “Неужели вы заключили завет с Аллахом? А ведь Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?” О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 80-81);
«Разве ты не видел, что тех, кому была дарована часть Писания, призывают к Писанию Аллаха, дабы оно рассудило между ними, но часть из них отворачивается с отвращением? Это потому, что они говорят: “Огонь не коснется нас, разве что на считанные дни!” Их обольстило в их религии то, что они измышляли» (Аль ‘Имран, 23-24).
Ибн Джарир в своем толковании Корана привел комментарий Ибн ‘Аббаса к вышеупомянутому аяту из суры «аль-Бакара»: «Враги Аллаха из числа иудеев сказали: “Мы войдем в Ад только для исполнения обещания, всего на сорок дней – столько, сколько мы поклонялись тельцу. По истечении этого срока наши мучения прекратятся”».
Ибн Джарир также передал со слов ас-Судди: «Иудеи сказали: “Поистине, Аллах поместит нас в Ад на сорок дней, а когда огонь пожрет наши грехи, раздастся голос: ‘Выведите каждого обрезанного из числа сынов Исраила’. Поэтому нам приказано обрезать крайнюю плоть, и ни одного из нас не оставят в Аду”»[6].
Он же передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Рассказывают, что иудеи обнаружили в Торе запись: “Между двумя краями Геенны сорок лет пути, и он простирается до дерева заккум, растущего в основании Ада”». Ибн ‘Аббас говорил: «Ад – это Преисподняя, и там есть дерево заккум. Враги Аллаха решили, что счет дней, которые были обещаны им в Писании, подойдет к концу».
Ибн Джарир писал:
Он имел в виду расстояние до основания Ада. Иудеи считали, что срок [их пребывания в Аду] завершится, когда пройдут считанные дни, после чего не будет мучений, а Геенна исчезнет и будет разрушена. Об этом идет речь в словах:
«Огонь не коснется нас, разве что на считанные дни» (Аль-Бакара, 80). Они имели в виду срок [пребывания в Аду]. Ибн ‘Аббас сказал: «Когда они войдут во врата Геенны, начнутся их мучения. В последний из считанных дней они достигнут дерева заккум. Хранители Преисподней скажут им: “Вы полагали, что огонь коснется вас лишь на считанные дни. Они прошли, а вы останетесь здесь навечно”. Потом их угнетенными поволокут вверх по Геенне»[7].
4. Имам пантеистов[8] Ибн ‘Араби ат-Таи полагал, что обитатели Ада будут мучаться в нем определенное время, после чего их огненная природа изменится, и они станут получать удовольствие от пребывания в Аду в силу сходства их природы. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» писал: «Этого мнения придерживаются некоторые еретики из числа суфиев»[9].
5. Некоторые полагали, что обитатели Ада покинут его, после чего он навечно останется пустым и не исчезнет.
6. Абу Хузейл аль-’Аллаф, один из мутазилитских имамов, считал, что обитатели Ада лишатся жизни и превратятся в безжизненные предметы, не способные двигаться и ощущать боль. На такой вывод его навело предположение о невозможности бесконечных явлений, и он отверг ясные неопровержимые тексты, отдав предпочтение ошибочным логическим суждениям.
7. Некоторые полагали, что Аллах выведет из Ада, кого пожелает, что подтверждается хадисами, после чего он просуществует еще некоторое время, а потом исчезнет[10]. Это мнение, предполагающее конечность Ада, разделяли шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Каййим.
Улемы один за другим составляли труды, в которых они разъясняли ошибочность данного суждения. Так, Ибн Хаджар, упомянув о нем, сказал: «Некоторые из поздних ученых склонились к этому мнению, приведя в его поддержку несколько аргументов. Однако это – дурное и неправильное суждение, и ас-Субки посвятил разъяснению его слабости пространное исследование, отлично справившись с задачей»[11]. Речь идет о книге «Аль-и’тибар би бака’ аль-джанна ва-н-нар» Таки ад-Дина ‘Али бин ‘Абд аль-Баки ас-Субки аш-Шафи’и (ум. 756 г.х.).
Сиддик Хасан Хан писал:
Выдающийся ученый, шейх Мар’и аль-Карами аль-Ханбали написал статью «Тауфик аль-фарикейн ‘ала хулуд ахль ад-дарейн». Статьи на эту тему написаны имамом Мухаммадом бин Исма’илом аль-Амиром, а также кадием, выдающимся ученым и муджтахидом[12] Мухаммадом бин ‘Али аш-Шаукани. Суть их сводится к тому, что Рай и Ад будут существовать вечно, и их обитатели останутся там навсегда.
Здесь уместно разъяснить несколько вопросов:
1. Мнение о конечности Ада является слабым, несмотря на то, что его поддерживали два великих знатока ислама. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Каййим сами учили нас тому, что любить истину следует сильнее, чем людей. Аргументами в пользу слабости этого суждения являются многочисленные тексты, свидетельствующие о вечности Ада. Эти аргументы неопровержимы и предельно ясны, и, как мы уже упоминали, некоторые даже указывали на существование единого мнения относительно вечности Ада.
2. Это суждение никоим образом не может служить поводом для порицания шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима. Из-за этого мнения одни обвинили их в неверии, другие назвали их нечестивцами, но подобные заявления несправедливы. Эти двое муджтахидов получили награду за свое суждение, и если бы они знали, что их мнение противоречит истине, то непременно отреклись бы от него. Заявление о том, что ошибки в таких вопросах заслуживают обвинения в неверии, равносильны обвинению в неверии многих мусульманских имамов, чей авторитет не вызывает сомнения. Так, ‘Умар бин аль-Хаттаб считал, что если путешественник не находит воды, то ему не полагается ни очищаться песком, ни молиться, хотя мусульмане единодушны в обратном. Имам Малик полагал, что «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» не является аятом, хотя мусульмане единодушны в том, что весь текст Писания считается Кораном. Некоторые считали, что вера не усиливается и не слабеет, несмотря на то, что Коран и сунна ясно свидетельствуют об обратном, и богословы единодушны в данном вопросе.
3. Следует принять во внимание, что Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим высказывали мнение и о вечности Ада. Так, в собрании фетв шейх-уль-ислама говорится:
Ранние мусульмане, имамы этой общины и прочие приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что некоторые из творений не исчезнут и никогда не перестанут существовать, например: Рай, Ад, Трон и пр. Лишь некоторые еретики из последователей калама[13], такие как аль-Джахм бин Сафван и согласившиеся с ним мутазилиты, утверждали конечность всех творений. Это ошибочное суждение противоречит Писанию Аллаха, сунне Его Посланника и единому мнению ранних мусульман и имамов этой общины[14].
В таком случае эти два ученых высказывали два мнения по данному вопросу, и мы не можем утверждать, что они были убеждены в конечности Ада, пока нам не станет ясно, что это – их последнее мнение по этому поводу. Поскольку нам не известно их последнее суждение, предпочтительнее не приписывать им одно из двух перечисленных ранее мнений.
4. Не все аргументы в пользу конечности Ада, на которые опирались шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, достоверны, а те из них, которые достоверны, двусмысленны. Более того, некоторые из них можно истолковать в пользу вечности Ада и конечности обители, где будут наказаны ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Эти аргументы были исследованы ас-Сан’ани, и в своей статье он опроверг утверждения Ибн Теймийи и Ибн аль-Каййима по данному вопросу. Она называется «Раф’ аль-астар ли ибтал адилла аль-каилин би фана’ ан-нар» (Бейрут, Аль-мактаб аль-ислами), и в ней разъяснено, что эти доводы не являются основанием для подобного суждения.
Среди тех, кто исследовал данный вопрос, можно назвать имама аль-Куртуби. В своей «Тазкире» он привел тексты, указывающие на вечность Рая и Ада. В частности, в них сообщается о заклании смерти между Раем и Адом, после чего будет сказано: «Обитатели Рая, смерти не будет – будет вечность! Обитатели Огня, смерти не будет – будет вечность!» После этого он сказал: «Эти достоверные хадисы указывают на то, что обитатели Рая и Ада пребудут в них вечно, не определенное время и не до определенного срока. Они останутся там навсегда. Они не умрут там, но и не будут жить[15]. Они не найдут там ни покоя, ни спасения»[16].
Потом он опроверг заявления о конечности Ада, разъяснив, что прекратит существование лишь та обитель, куда попадут грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху:
Заявления о том, что люди выйдут из Ада, и тот останется пустым, после чего разрушится и исчезнет, противоречат здравому смыслу и тому, что принес Посланник, и единому мнению приверженцев сунны и справедливых имамов. <…> Опустеет Геенна – верхний уровень Ада, где пребудут ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, а по его краям будет расти кресс[17]. Фадль бин Салих аль-Му’афири сказал: «Как-то мы были у Малика бин Анаса, и он попросил нас уйти. Ближе к вечеру мы вернулись, и он сказал: “Я попросил вас уйти, потому что ко мне пришел какой-то мужчина и попросил принять его. По его словам, он прибыл из Шама, чтобы задать мне вопрос. Он спросил: ‘Абу ‘Абдуллах, как ты считаешь, можно ли есть кресс-салат? Говорят, что он растет на краю Геенны’. Я сказал: ‘В этом нет ничего плохого’. Он сказал: ‘Да хранит тебя Аллах, и пребудет с тобой мир!’”» Об этом рассказал хатиб Абу Бакр Ахмад, да помилует его Аллах[18]. Абу Бакр аль-Баззар рассказал со слов ‘Амра бин Меймуна, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас рассказывал: «Придет время, когда ветер будет хлопать вратами Ада, и в нем не останется никого», т.е. никого из тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху. Это сообщение прерывается на ‘Абдуллахе бин ‘Амре, а не возводится до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако по таким вопросам нельзя делать свои умозаключения, и поэтому хадис считается восходящим[19].
Шейх Умар ибн Сулейман аль-Ашкъар
[1] Шарх аль-’акида ат-тахавийя. С. 476.
[2] Аль-милал ва-н-нихал (4/83).
[3] Маратиб аль-иджма’. С. 173
[4] Речь идет о словах Всевышнего: «Таково воздаяние врагам Аллаха! Огонь! Он будет для них обителью вечности в воздаяние за то, что они отвергали Наши знамения» (Фуссилат, 28). – Прим. переводчика.
[5] Хариджиты – секта, возникшая после сражения при Сыффине и обвинявшая в неверии Али бин Абу Талиба, Му’авийу бин Абу Суфьяна и их последователей. Они полагали, что все, кто совершает грехи, обречены на вечные муки в Аду. Мутазилиты – последователи Васила бин ‘Аты, чьи воззрения легли в основу одно из влиятельных в прошлом течений в исламе. Они считали, что если человек совершает тяжкие грехи, то он навечно попадет в Ад, но в этом мире его нельзя называть ни верующим, ни неверующим.
[6] Джами’ аль-байан (1/381).
[7] Там же.
[8] Под термином الاتحادية «иттихадийя» подразумеваются крайние суфии, признающие единство Творца и творений. Эта доктрина получила название «вахдат аль-вуджуд», т.е. «единство бытия». Ярким представителем этого направления был Ибн ‘Араби. Он видел бога во всех без исключения сотворенных им вещах, признавая его и творцом, и творением, и сущностью, и явлением, и единичным, и множественным. Как отмечали многие ученые, идеи пантеизма не только чужды основам ислама, но и прямо противоположны им. Так, по словам выдающейся исследовательницы проблем восточной философии, профессора З.А. Кули-заде, «при исследовании суфизма и мировоззрения его представителей следует учесть, что несмотря на то, что суфийские идеологи исходят, как правило, из Корана, шариата и т.д., чем завоевывают нередко авторитет богословов ислама, его философов, и вводят в заблуждение многих своих исследователей, интерпретирующих суфизм как философию ислама, по сути своей суфизм был далек от этого учения. Более того, пользуясь эзотерическими приемами, он подрубал основы ислама». См.: Мировоззрение Касими Анвара. Баку, Элм, 1976. С. 27.
[9] Фатх аль-Бари (11/421).
[10] См.: Шарх аль-’акида ат-тахавийя. С. 483; Шарх аль-’акида ас-Сафарини (2/234); Йакза ули-л-и’тибар. С. 41; Фатх аль-Бари (11/421).
[11] Фатх аль-Бари (11/422).
[12] Муджтахид (араб. «джахд» – старание, усилие) – богослов, получивший право самостоятельно судить о религиозно-правовых нормах. Требования, предъявляемые к таким ученым, подробно расписаны в трудах по основам правоведения.
[13] Религиозная дисциплина, дающая догматам ислама рационалистическое толкование, основанное на разуме. Некоторые исследователи называют ее спекулятивной (умопостигаемой) философией. Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов считается чертой, объединяющей калам с философией и отличающей его от традиционного ислама и мистического суфизма. Различие же между каламом и философией усматривается в том, что его приверженцы принимали за отправную точку своих суждений нормативные принципы ислама, тогда как философы опирались на нормативные принципы разума.
[14] Маджму’ аль-фатава (18/307).
[15] Речь идет об Аде. Всевышний сказал: «Тому, кто явится к своему Господу, будучи грешником, уготована Геенна, в которой он не умрет и не будет жить» (Та ха, 74).
[16] Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 436.
[17] По этому поводу нет ни одного достоверного сообщения. Очевидно, ученый имел в виду, что огонь, в который попадут грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, будет затухающим, и растения смогут прорастать по его краям.
[18] Если эта история правдива, то следует признать, что мужчина проделал большой путь, потратив много сил, чтобы уяснить для себя вопрос, который и без того предельно ясен.
[19] Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 437.
Нужно признать подчерпнул много нового. Спасибо за это.