Имам аль-Къуртуби о мазхабе Салафов


بسم الله الرحمن الرحيم

Имам аль-Къуртуби, аль-Ашари (умер в 671 г.) да смилуется над ним Аллах, в своем Тафсире в толковании на 54 аят Суры аль-А`раф , пишет указывая на мнение Салафов: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон…».

«В этом вопросе «Истиува» – Возвышении, у Учёных много мнений и процедур исследования. Мы пояснили слова учёных об этом, в книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», и упомянули там 14 мнений об этом. И большинство из ранних и современных учёных, на том, что если становится обязательным очищение Аллаха Пречист Он, от «джихат» (сторон) и «тахайюза», то из-за необходимости этого и связанных с этим побочных выводов; у более поздних учёных и их ранних предводителей (вождей), необходимо делать очищение Аллаха Свят Он и Возвышен, от «джихата» (стороны). И (Он) не в стороне верха, у них; потому что для них это означает; описывание Его стороной, что делает обязательным, то что Он, находится в месте и «хаийюзе», а для места и «хайюза», становится обязательным движение, и покой для «мутахайюза», а так же изменения и обновления. Это слова «мутакаллимов».


وَقَدْ كَانَ السَّلَف الْأَوَّل رَضِيَ اللَّه عَنْهُمْ لَا يَقُولُونَ بِنَفْيِ الْجِهَة وَلَا يَنْطِقُونَ بِذَلِكَ , بَلْ نَطَقُوا هُمْ وَالْكَافَّة بِإِثْبَاتِهَا لِلَّهِ تَعَالَى كَمَا نَطَقَ كِتَابه وَأَخْبَرَتْ رُسُله . وَلَمْ يُنْكِر أَحَد مِنْ السَّلَف الصَّالِح أَنَّهُ اِسْتَوَى عَلَى عَرْشه حَقِيقَة . وَخُصَّ الْعَرْش بِذَلِكَ لِأَنَّهُ أَعْظَم مَخْلُوقَاته , وَإِنَّمَا جَهِلُوا كَيْفِيَّة الِاسْتِوَاء فَإِنَّهُ لَا تُعْلَم حَقِيقَته . قَالَ مَالِك رَحِمَهُ اللَّه : الِاسْتِوَاء مَعْلُوميَعْنِي فِي اللُّغَة – وَالْكَيْفَ مَجْهُول , وَالسُّؤَال عَنْ هَذَا بِدْعَة . وَكَذَا قَالَتْ أُمّ سَلَمَة رَضِيَ اللَّه عَنْهَا . وَهَذَا الْقَدْر كَافٍ

Однако первые Салафы (Сахабы, Табиины, Имамы), да будет доволен ими Аллах, не говорили отрицая «джихат» (сторону), и не произносили этого (т.е. слово «джихат»), напротив же, они говорили подтверждением её (стороны) Аллаху Всевышнему, как это пришло в Книге Его, и оповестили Пророки Его (мир им). И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» – истинно, а особо выделен трон (тем, что) он наивеличайшее творение Его. Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его. Сказал Малик, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество. Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных. И эта мера в убеждениях достаточная».

Необходимо обратить внимание читателя, на указания Имама аль-Къуртуби, что мнением Салафов, не был ”тафвид” смысла (отрицание понимания смыслов), и придавание аллегорических значений текстам, так как он говорит:

- ”И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» – истинно”,

وَلَمْ يُنْكِر أَحَد مِنْ السَّلَف الصَّالِح أَنَّهُ اِسْتَوَى عَلَى عَرْشه حَقِيقَة

Т.е. они воспринимали это как есть ”хакъикъатан”, без аллегории – ”маджаза”.

- ”Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его”.

وَإِنَّمَا جَهِلُوا كَيْفِيَّة الِاسْتِوَاء فَإِنَّهُ لَا تُعْلَم حَقِيقَته

Т.е. они делали ”тафвид кейфийи” (отрицание понимания образа-формы) Качеств и Атрибутов Аллаха, а не ”тафвид маъна” (отрицание понимания смысла).

- ”Сказал Малик, да смилуется над ним Аллах: Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно…”.

قَالَ مَالِك رَحِمَهُ اللَّه : الِاسْتِوَاء مَعْلُوميَعْنِي فِي اللُّغَة – وَالْكَيْفَ مَجْهُول

Копии из Тафсира:

Теперь обратимся к книге Имама аль-Къуртуби, да смилуется над ним Аллах, о которой он упомянул выше в своем Тафсире.

Пишет Имам аль-Къуртуби в своей книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна»: «Глава о разногласиях людей по поводу «аль-Истиува» (Вознесении).

Нам известно по этому поводу десять мнений ученных…». После десяти аль-Къуртуби добавляет еще четыре. 2\122

«Шестое: Мнение ат-Табари (аш-Шафии), Ибн Абу Зейда (аль-Къайраувани аль-Малики), Кадия Абдул-Ваххаба (аль-Малики) и группы ученных их Шейхов хадиса и фикъха. Это так же понимается из некоторых книг Кадия Абу Бакра (аль-Бакъилани аль-Малики), да будет доволен им Аллах и Абу аль-Хасана (аль-Ашари). Передал это от него, т.е. от Кадия Абу Бакра, Кадий Абдул-Ваххаб текстом, и это то, что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей – в некоторых местах они говорили «над (фоувкъ) Его Троном»… Я скажу: Это мнение Кадия Абу Бакра в книге «ат-Тамхид»… Это так же мнение Ибн Абдул-Барра и ат-Тальманки и других ученых из Андалусии. Так же аль-Хаттаби в книге «Шиар ад-дин» о чем мы уже упоминали»… 2\123

«Восьмое: Мнение антропоморфитов: Что Он на Троне в смысле утверждения творения в месте, да прибудет Аллах превыше этого»!… 2\124

*Я хотел бы обратить внимание читателей на то, как Имам аль-Къуртуби разделяет мнение Салафов – «что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей«, от мнения антропоморфитов«Он на Троне в смысле утверждения творения в месте«. Но к сожалению, сегодня, ашариты пытаются выставить это мнение Салафов и тех, кто следует за ними, антропоморфизмом и декларируют это в своих брошюрах и на своих сайтах.

Далее аль-Къуртуби приводит другие различные мнения, а затем говорит:

أظهر الأقوال؛ وإن كنت لا أقول به ولا أختاره؛ ما تظاهرت عليه الآي والأخبار والفضلاء الأخيار: أن الله سبحانه على عرشه كما أخبر في كتابه، بلا كيف، بائن من جميع خلقه. هذا جملة مذهب السلف الصالح. اهـ

«Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то что выявляется из аятов и передач,- что Аллах над Троном, как это Он сказал в Своей Книге и на языке Своего посланника, без вопроса «как?». Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих, как передается от достойных доверия передатчиков». 2\132

Копии из книги:

А теперь познакомимся со словами Имама аль-Къуртубе, об конкретной личности, которую некоторые «ашариты» еще во времена аль-Къуртуби называли «антропоморфитом», да и сегодня подобные обвинения, звучат на языке некоторых невежд о мазхабе Салафов. Читайте как Имам аль-Къуртуби сам говорит о Имаме Ибн Абдуль-Барре аль-Малики ас-Салафи.

Имам аль-Къуртуби в своей книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», Издательство «аль-Мактаба аль-Асрийя», Бейрут, в главе «зуль-Арш» (Обладатель Трона), на стр. 168-170, пишет: «Первые Салафы, да будет доволен ими Аллах, не говорили, отрицая сторону (джиха), однако они отрицали «такийф» (познание формы-образа). Некоторые из них говорили: «Поистине Вознесение «аль-Истиува», пришло в текстах (Корана и Сунны) это не сфера для разума. Тут обязательно следует остановиться». Подобным же образом некоторые из них говорили о «Фоувкъийят» (положением НАД мирозданием) Аллаха: «Поистине это пришло в текстах, и мы не скажем более того, что об этом пришло». Это мазхаб Салафов и Имамов науки Хадиса, подобное передается от матери правоверных Уммы Саламы, да будет доволен ею Аллах: «Вознесение подтверждено без вопроса «как»». Это так же является мазхабом Имама Малика и других. Имам Малик говорил: «Вознесение,- известно, «кейфийят» форма-образ этого,- не известна, вера в это обязательна, а задавать вопрос об этом, является новшеством»….

Сказал Шейх Абу Хасан аль-Ашари: «Я описываю Его, Вознесшимся над Своим Троном, и отрицаю любое вознесение, подразумевающее качества созданного». Ему так же принадлежит другое мнение: «Поистине Он сделал с Троном действие, после чего назвал Себя Вознесенным». Наши ученые сказали, что на первом его мнении были Имам (Ибн Джарир) ат-Табари, Ибн Абу Зейд (аль-Къайравани), (Кадий) Абдул-Ваххаб (аль-Малики) и группа Шейхов Фикъха и Хадиса.

Сказал аль-Байхакъи: «Таковым был и мазхаб Имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах. К нему же склонился Имам Ахмад ибн Ханбаль и Хасан ибн аль-Фадль аль-Балхи, а из более поздних ученых, Абу Сулейман аль-Хаттаби.

Я скажу (аль-Къуртуби): «Таковым был мазхаб Кадийя Абу Бакра ибн Тойиба (аль-Бакъилани аль-Ашари) в книге «Тамхид аль-Ауваил» и Абу Бакра ибн Фоуврака (аль-Ашари) в книге «Шарх Ауаил аль-адилля».

Сказал Кадий (аль-Бакъилани): «Глава: Если кто-то скажет: «Где же Он»? Ответ будет следующим: Вопрос «Где», вопрос о местоположении, Его же не охватывает ни одно место. Мы лишь скажем: «Поистине Он на Троне Своем, но не в смысле соприкасающегося тела, расположенного на другом теле, да пребудет Всевышний превыше всего этого!»

Я скажу (аль-Къуртуби): «Это является словом, Абу Умара ибн Абдуль-Барра и Абу Умара ат-Талманки и других ученых Андалусии. А тот, кому показалось, что Абу Умар Ибн Абдуль-Барр в своих книгах «Тамхид» и «аль-Истизкар» говорил, что Аллах утвердился на Троне как утверждается тело на другом теле, явно ошибается и наговаривает на него то, чего он не говорил!

Сказал Абу Умар (Ибн Абдуль-Барр), да смилуется над ним Аллах: «Сказал Наим ибн Хаммад: Он нисходит Сущностью Своей (при этом Он), на Троне Своем».

И в этом нет ничего (страшного) у Ученых Ахлю-Сунны, т.к. здесь (идет речь) о «кейфият» форме-образе, а они пугаются этого, потому что это (по их мнению) подобает только тому, что можно познать собственными глазами (на собственном опыте). Однако Аллах превыше этого!

Он (Ибн Абдуль-Барр) привел доводы в пользу того, что Аллах над Троном, без ограничения, без прикосновения и без (познания) формы-образа этого, и это те же доводы, что приводил до него Имам Абу Хасан аль-Ашари в своей книге «Муджаз»…. (Далее аль-Къуртуби приводит слова аль-Ашари из его книги)…

Ко всему вышесказанному меня подтолкнуло то, что многие из ученых «Усуля» (акыды) и невежд обучающихся праву, домысливают за Абу Умара, будто он глава «хащавитов» и явный «муджассим». Доходило до того, что некоторые мои шейхи рассказывали, что они встречали того, кто заявлял о необходимости рвать и стирать его книги.

В этих словах пристрастие и предубеждение, которое может исходить только лишь от невежества в том, что сказали ученые до него (Ибн Абдуль-Барра), и начертали в своих книгах выдающиеся Имамы. Ему следовало бы это прояснить и понять. Ведь вот вам, Абу Иса ат-Тирмизи, приводит это в своей книге от (Имамов): Малика ибн Анаса, Ибн Уейны, АбдуЛлаха ибн Мубарака, по поводу хадисов о Качествах и Атрибутах Аллаха, что их следует подтверждать без (познания) «кейфията» формы-образа, и таковым было слово Ученых Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа».

Копии из книги:



Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: