Харис аль-Мухасиби и аль-Улув


Заметка: Интересно, что куллябит, один из первых суфиев, Харис аль-Мухасиби (умер в 243 г.), подтверждал аль-Улув, на что есть ряд доказательств из его же книг. Однако он как и его предшественники куллябибы отрицали Действия (Афъаль) Аллаха ихтиярийя (связанные в Его Волей и Желанием), т.е. Истива, Нузуль и т.д.

В общем он подтверждал аль-Улув (Возвышенность) Аллаха, но отрицал Истива (Вознесение над Троном), и т.к. все куллябиты считал, что Аллах не может (Ему не подобает) совершать Действия, и они не могут быть связаны с Его Волей и Желанием. Имам Ахмад ибн Ханбаль, порицал аль-Мухасиби за его “калям” и предостерегал от него (1).

аль-Улув (Возвышенность), куллябиты подтверждали естественно опираясь на разум, а затем подкрепляли это текстами Корана и Сунны.

Некоторые доводы разума на Возвышенность Аллаха Сущностью Своей:

1- Был Аллах, и не было ничего с Ним. Затем Он сотворил творения. Есть два варианта: 1) либо Он сотворил их в Своей Сущности, 2) либо Он сотворил их вне Неё.

Первое, невозможно и несостоятельно по единогласному мнению, т.к. Аллах пречист, от нечисти и несовершенства, чтоб в Нем было что-то из этого. Отсюда следует, что Аллах отделен от Своих творений, и творения отделены от своего Создателя.

2- Скажем: Либо Он проник в Бытие (мир творений), либо Он отделен от него. Как мы понимаем, обязательно следует подтверждать Его отделенность от Бытия, и если необходимо подтверждать отделенность, то необходимо признать что Он над Бытием. Далее пояснение этому:

3- Понятие “быть Выше”, “быть Над”, – есть качество совершенства и превосходства во всех отношениях, а ни как не наоборот. Поэтому следует Его описывать этим, т.к. лишь совершенство и превосходство присуще Его Сущности во всех отношениях. Какая бы сущность не существовала бы после сотворения, на ряду с Его Сущностью, то Его Сущность всегда будет над ней и превыше неё, во всех отношениях!

Харис аль-Мухасиби, подтверждал Возвышенность Аллаха Сущностью Своей над всеми творениями и говорил в своей книге «Фахм аль-Къуран»:
«А что по поводу Слов: «Милостивый вознесся над Троном». Сура Та-ха 5 аят.
«Он – Одолевающий и находится над Своими рабами». Сура аль-Анам 18 аят.
«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе». Сура аль-Мульк 16 аят.
«…то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона». Сура аль-Исра 42 аят.
Это и другие аяты, подобны Его Словам:
«Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему». Сура аль-Мааридж 4 аят.
«К Нему восходит прекрасное слово». Сура аль-Фатыр 10 аят.
Это категорично делает обязательным то, что Он над Аршем, над абсолютно всем вещами, Пречист от того чтоб быть вхожим внутрь творений, ничто от Него не скрывается, т.к. Он пояснил в этих аятах, что Сущность Его над Его рабами, ведь Он сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас»? Сура аль-Мульк 16 аят. Что значит, Он над Троном, а Трон над небесами».
См. «Фахм аль-Куран» стр. 48.

Далее аль-Мухасиби пишет: “Сказал Аллах: “Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы”. Затем он (Фараон) говорит: “Воистину, я считаю его лжецом”. Т.е. в том, что он (Муса) сказал мне, что его Бог над небесами. Аллах пояснил нам что Фараон посчитал Мусу лжецом, в его словах… А если Муса сказал бы, что Он повсюду, то тот , наверняка начал бы искать Его в доме или в самом себе, или в стоге сена. Превыше Аллах этого”. стр. 49.

Позже, некоторые ашариты, отрицая аль-Улув, стали отрицать и эти рациональные доводы в пользу этого. Отрицая, они не нашли никакого способа, кроме как вернуться к нереальным, выдуманным гипотезам философов, которые говорили что Аллах,- это некая субстанция, которая нечто, не вне и не внутри Бытия

Ибн Сина писал: «…поистине установленная истина к которой следует обратиться в утверждении верного Единобожия в подтверждении Творца,- это… чтоб излагать убеждение о Нем как Единой Сущности, к которой невозможно приписать соучастие как виду, …, и не может быть чтоб Он был вне или внутри бытия (мира)». Книга «ар-Рисаля аль-Адзхаувийя фи амр аль-маад». стр. 44. Под редакцией д. Сулеймана Даньйя. Каир. Дар аль-Фикр аль-Араби 1994 г. Первое издательство.

Некоторые суфийские ученые в частности аль-Калябази (умер в 381 г.), в своей книге “Тааруф ли мазхаб ахлю ат-Тасауввуф” утверждал, что Харис аль-Мухасиби, в конце жизни, считал что Речь Аллаха, имеет Голос и буквы, что явно противоречит его ранним убеждениям, которые выражал до него Ибн Кулляб и аль-Ашари.

аль-Калябази пишет:

وقالت طائفة منهم: كلام الله حروف وصوت “! وزعموا: أنه لا يعرف كلامه إلا كذلك، مع إقرارهم أنه صفة الله تعالى في ذاته غير مخلوق! وهذا قول حارث المحاسبي، ومن المتأخرين ابن سالم

“Сказала группа из них (Суфиев): “Речь Аллаха буквами и Голосом. И заявили, что по другому речь вообще не бывает. Но вместе с этим, они утверждали что Качество Аллаха в Его Сущности не сотворенное! Это являлось мнением Хариса аль-Мухасиби, а из более поздних (суфиев), Ибн Салима“. См. Глава десятая. Разногласия о Речи Аллаха.

(1) Учитель аль-Джунейда, Шейх ас-Сарий ас-Сакъатий предостерегал его от каллямических убеждений аль-Мухасиби. Абу Хамид аль-Газали в «Ихья» 1\37-38, пишет: «Сказал аль-Джунейд, да смилуется над ним Аллах: «Сказал мне мой Шейх ас-Сарий: «Когда ты покидаешь мое собрание с кем ты сидишь?» Я сказал: «С аль-Мухасиби». Шейх мне сказал: «Хорошо. Возьми от его знания и манер поведения, но оставь его разногласия в каляме и его прения с мутакаллимами».

Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: