Шафиит или ашарит: Имам аз-Зенджани (380-471 г.)


Имам аз-Зенджани аш-Шафии (380-471 г.)

Его имя: Саад ибн Али ибн Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн, Абу аль-Къасим аз-Зенджани[1] аш-Шафии.

Его учителя: Он получал знания от многих Ученых его времени, путешествовал по многим странам, и в конце жизни остановился в Мекке, давал уроки в мечети.

1-Мухаммад ибе Фадль ибн Назиф, Абу АбдуЛлах аль-Фарра аль-Мисри

2- аль-Хусейн ибн Маймун ибн Абдул-Гъаффар ас-Садафи

3- Али ибн Саляма

4- Мухаммад ибн Абу Убейд

5- Ахмад ибн Али, Абу Бакр ас-Сафар

Его ученики:

1- Мухаммад ибн Тохир, Абу аль-Фадль аль-Макъдаси

2- Абу Музоффар, Мансур ибн Мухаммад ас-Самъани аш-Шафии

3- Маккий ибн Абдус-Салам, Абу аль-Къасим ар-Рамлий

4- Абдул-Мунъим ибн Абу аль-Къасим аль-Къушейри.

От него так же передавал хадисы Абу Бакр аль-Хатыб.

Высказывание ученых о нем:

Спросили Хафиза Исмаиля ат-Тамими о нем и тот ответил: “Он большой Имам, познавший Сунну”. Приводит аз-Захаби в “Тазкират аль-Хуффаз” 3\1176.

Сказал ас-Самъани аш-Шафии: “Он был точным в передаче Хафизом, очень скромным и много поклоняющимся…”. См. “аль-Ансаб” 6\307 и “Сияр”18\386

Сказал Ибн Джаувзи: “Он был Имамом, Хафизом. Был скромным, поклоняющимся и точным в передаче хадисов”.

Сказал Ибн Касир: “Он путешествовал за горизонты, брал знания от многих ученых. Был Имамом, Хафизом, точным в передаче, скромным и поклоняющимся. В конце жизни поселился в Мекке”. См. “аль-Бидая” 16\72.

Сказал Имам аз-Захаби: “Имам Абу аль-Къасим, Саад ибн Али аз-Зенджани, был известным Хафизом Мекки, очень почитаем в Мечети аль-Харам… Он является автором прекрасной къасиды по теме “Сунны” (акыды)… был из проповедников Сунны и врагом новшеств”. См. “Улув” стр. 259.

Имам аз-Захаби писал: “… Имаму Сааду принадлежит къасида об основах Ахлю-Сунны”. См. “Сияр” 18\387. “Хафиз, Саад ибн Али одним и главенствующих ученных Ахлю-Сунны и Имамов следующих по следам Салафов, из тех, кто боролся с “калямом” и его приверженцами, порицающим страсти”. См. “Тазкират аль-Хуффаз” 3\1177.

Его смерть: Умер Имам аз-Зенджани в 471 г. в возрасте 90 лет.

Пишет Имам аз-Зенджани аш-Шафии в своих комментариях к Манзуме ар-раийя фи Сунна. Описывая тот вред, что привнес в Ислам, еретик Джахм ибн Софван[2] занимаясь “калямом” и указав на то, что Ученые, приговорившие его к казни, избавили нашу Умму от этой ереси, аз-Зенджани пишет: “… после чего, зло исходившее от него, прекратило влияние … Это было до тех пор, пока Али ибн Исмаил аль-Ашари не рассорился с аль-Джубаи[3], который прогнал его со своих заседаний. Он (аль-Ашари) склонялся к некоторым его (Джахма) высказываниям, на основе чего затем он стал спорить с муътазилитами, тем самым вернулось его (Джахма) зло в Умму…”. Стр. 108-109.

Имам аз-Зенджани комментирует свой стих в порицании науки “каляма”:

“Не слушай проповедника “каляма”, ведь он враг этой религии…”. Шарх: “Ученые мужи, с начала его появления и по сей день не переставали порицать эту науку называющуюся “калямом”. Это явное невежество, и отступничество от религии. Они все единогласны в порицании ее и непричастности к ее приверженцам, и отстранением от тех, кто считал ее религиозной наукой и приближением к Аллаху. Выдающийся табиин аш-Шаъби говорил: “То, что пришло от Аллаха, Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, прими это, а то, что пришло от этих неучей, ударь этим об их затылки”. стр. 92

Говоря о Ибн Кулябе, Имам аз-Зенджани аш-Шафии пишет: “…это тот, который заявлял, что Аллах не обладает Речью которая слышима от Него. Считал что Джибриль, не слышал от Аллаха ничего, чтоб это передать Пророкам, да благословит их Аллах и приветствует, считая, что пророкам было ниспослано, лишь повествование (интерпретация)[4] Речи Аллаха. … Он вошел в противоречие со всей Умой, заявив, что на земле нет Речи Аллаха и Его Книги. Он и аль-Ашари считали, что Речь Аллаха не может быть на арабском, и на каком либо другом языке, и невозможно, что она была в сурах и аятах…”. Стр. 112-113.

К сожалению не все комментарии к этой “Манзуме ар-раийя фи Сунна” и вступление к ней, дошли до нас в сохранности, в рукописи аз-Зенджани. Но по Милости Аллаха, сохранились цитаты из нее в книгах других ученных, которые в ранние века переписывали и использовали в своих книгах.

Имам Ибн Къайим аль-Джаувзийя в своей книге “Иджтима аль-джуюшь” стр. 197-198, цитирует аз-Зенджани из этой “Манзумы”: “Верным мнением у приверженцев Истины является, то, что Аллах Всевышний, создал небеса и землю, и Трон Его был над водой. Трон был сотворен до небес и земли, затем после их сотворения Он Вознесся над ним, как это пришло в текстах и как гласит Коран. Смыслом Вознесения (Истива) не является то, что якобы Он овладел (иставля) Троном, потому что он являлся Владеющим им и до этого, Он сотворил его, Он Владелец всех творений. Вознесение Его над Троном не означает, что Он прикоснулся к нему или оперся на него, это все невозможно в отношении Него Высочайшего. Однако Он Вознесшийся Сущностью Своей над Троном, без вопроса “как”, как Он Сам сказал нам об этом“.

Приводит Имам аз-Захаби аш-Шафии в книге “аль-Улув” и Ибн Къайим аль-Джаувзийя в книге “Иджтима аль-джуюшь”, что Имам аз-Зенджани в одном из своих посланий отвечая на вопрос по поводу Имен и Атрибутов Аллаха писал: “Хвала Аллаху в начале и в конце, внешне и внутренне, и в любом положении. Мир и благословления Пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам. Вы спросили меня о том, что пришло достоверно до меня из мнения Салафов и праведных Халафов по поводу Атрибутов пришедших в Коране и Сунне, желая краткого и ясного ответа. Я попросил совета Аллаха сделав “истихару” и пишу вам этот ответ, со слов Имама Факиха, Абу Абаса, Ахмада ибн Умара ибн Сурейджа аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах. Он однажды ответил на этот же вопрос следующим: “Скажу следующее, а успех от Аллаха: “Запрещается разуму,- уподоблять Аллаха Свят Он и Велик, а воображению,- ограничивать Его, а мысли (мнению),- категорически утверждать (о Нём), а совести,- углубляться, а для людей, – обдумывать, а помышлениям, – стараться охватить собой, а проницательным умам,- описывать его, кроме как тем, чем Он Сам Себя описал в Книге Своей и на языке посланника Своего.

Достоверно известно и утверждено, и стало ясно для всех последователей Ахлю-Сунна валь Джамаа, из предшественников, Сахабов, Табиинов и праведно – руководствующихся Имамов, известных до наших дней, что все аяты пришедшие от Аллаха в описании Сущности и Качеств Его, и хадисы, в достоверности которых убедились учёные хадиса; на всех верующих лежит обязанность веры в каждый из них, как он (аят или хадис) пришёл, и оставлять дело этого, Аллаху Свят Он и Велик, как Он приказал. И это как-то, что пришло в Слове Аллаха: Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придёт к ним, осенённый облаками, вместе с ангелами, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела. Сура Бакара 120 аят. И как в Слове Его: “…и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами“. Сура Фаджр 22 аят. и Слово Его: Милостивый вознёсся на Трон. Сура Та-ха 5 аят. А так же Слово Его: “…а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь (к’абдатуху) Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Правой (Рукой) “. Сура Толпы 67 аят. и другие подобные им, из того, что пришло в Коране, как “фоувкьия” (присущее “над”), и “нафс” (“зат”) Сущность, две Руки, Слух, Зрение, Речь, Глаза, Взгляд, Желание (Воля), Довольство, Гнев, Любовь, Неприязнь, Помощь, Близость, Отдаление, Стеснение, Приближение,… и Призыв Его к пророкам (мир им), и Слова Его ангелам, и Хватка Его и распростёртость (Рук) Его, и Знание Его, и Единственность Его, и Мощь Его, и Желание Его, и Единственность Его, в нужде творений в Нём (ас-Сомадия), и Первичность Его, и то, что ничего не будет после Него, и Жизнь Его, и Предвечность Его, и постоянство Его, и свет Его и Величие Его, и Лик Его, и творение Адама Руками Его, и то, что в Словах Его: Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?” Сура Мульк 16 аят… и другие, из Качеств относящихся к Нему и упомянутых в Книге Его, ниспосланной пророку Его, и всё что произнёс избранник Его из Качеств Его, как: то, что Он Руками Своими, посадил Джаннат “Фирдавс” и дерево Туба, и написал Товрат (Тору) Рукой Своей, и Смеялся и Удивлялся, и положит “кадам” Ступню Свою на Ад, и тот скажет: “всё, всё”, и упоминание Пальцев, и Снисхождение каждую (треть) ночи на небо “Дуния”, а так же в ночь “Ляйлятуль – Кадр”… и то, что Он не одноглаз, и подтверждение Речи Его, звуком, буквами, на языке со словами, сурами, и поднимание слов, дел и душ к Нему, и история о “Ми`радже” вознесении Пророка душой и телом к Нему, и то что он видел Ад и Рай, и достиг “’Арша” (Трона) и того (предела), что не было между ним и между Аллахом Всевышним, ничего кроме (хиджаба) покрывала Величия, … и другое, из того, что достоверно известно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

A убеждение наше в этом, и в аятах “муташабихат”[5], таково, что мы принимаем их не отвергая и не толкуя толкованием противоречащих (Сунне), и не придаём значение уподобления, и не добавляем и не убавляем ничего в них, и не задаёмся вопросом “как?”… а скажем так, как сказал Аллах, и поясним так, как пояснил это Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сахабы, и Табиины и Имамы, из предшественников наших в религии, и будем держаться за то, за что они держались, сдадимся перед внешними указаниями аята и хабара (вести) ниспосланного, и не будем говорить, толкованием му`тазилитов, ашаритов[6], джахмитов, а так же толкованием придающих тело (муджасима), и уподобляющих (мушаббиха), и каррамитов, воображающих “как?”. Нет, мы примем их без толкования, и уверуем в них без уподобления, и скажем, что вера в них обязательна, а говорить ими желая толкования их – это “бид`а” (новшество)”. Книга Мухтасар “Улув” Имама аз-Захаби стр. 226-227. Книга “Иджтима джуюшь аль-Исламия”. Ибн К’айима Джавзия стр.170-174.


[1] Зенджа́н (перс. زنجان Zanjân; азерб. Zəncan) — провинция (остан) на северо-западе Ирана. Столица — город Зенджан. 93% жителей — азербайджанцы.

[2] Глава секты джахмитов-мутакаллимов.

[3] Глава секты муътазилитов. Али ибн Исмаил аль-Ашари 40 лет был в этой секте и учился у аль-Джубаи.

[4] Т.е куллябиты и ашариты считают, что Речь Аллаха это Смысл, а слышимая Речь, не может быть Речью Аллаха. Они считаю, что Аллах не имеет Голоса, Его Речь не связана в Его Волей и Желанием, и Он не может говорить так, что Его Речь становится слышимой, т.к. по их нему – это будет считаться, что в Аллахе происходят новые процессы (хаувадис), что делает Его обновляющимся из чего по их нему, вытекает, что это качество творений. Посему, выходит что Коран, который слышал Джибриль от Аллаха, затем слышал Мухаммад от Джибриля, затем сподвижники слышали от Пророка,- произношением, – звуком и буквами,- является не Речью Аллаха, а является созданным. Однако ашариты, говорят, что, мол Джибриль не слышал ничего от Аллаха, он лишь каким-то образом понял смысл Речи, что в Сущности Аллаха, и интерпретировал его на понятном для Пророка языке, что по сути указывает, что Коран- это слова Джибриля, интерпретирующие смысл Речи Аллаха. Коран, звуком и буквами, что слышал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, от Джибриля, и что слышали сподвижники от Пророка, и что мы слышим, когда читается Коран,- это не Речь Аллаха, по мнению ашаритов. Они считают, что слышимый Коран,- есть созданный Коран. А Коран что, по их мнению, не созданная Речь Аллаха, это смысл Корана, в Сущности Аллаха.

[5] Иносказательных аятах.

[6] Некоторые последователи “каляма”, подвергали сомнению возможность встречи Ибн Сурейджа с Абу Хасаном Ашари, тогда, когда последний оставил му’тазилизм, и примкнул к другой группе мутакаллимов, выражая свое личное мнение на основе “каляма”, но уже опровергая му’тазилитов. Подтверждением возможности этого следующее:

Ибн ‘Асакир в своей книге “Табьийн казиб аль-муфтари” на стр 14 говорит: “…Более верно, что он (Абу Хасан Ашари) умер в 324 г., так же сказал Абу Бакр ибн Фаврак, и таким образом 300 год, будет годом, когда он вернулся на мазхаб Ахлю-Сунна. Возвращение его было при жизни Джубаи (его шейха му’тазилита), и дискуссии его с ним после его (Абу Хасана Ашари) возвращения (от мазхаба му’тазилитов), дело очевидное. А умер Джубаи как упомянули знающие (ученые) в 303 г в Ша’бан месяце”.

То, что Джубаи умер в 303 г. указал так же Имам Захаби в своей книге “Тарих аль-Ислам”.

Отсюда становится ясно, что Абу ‘Аббас Ахмад ибн ‘Умар ибн Сурейдж умерший в 306 году, как указал Имам Захаби в “Тарих аль-Ислам”, застал Абу Хасана Ашари на его самостоятельном мнении.

Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: