“Таъвиль” или банальное незнание арабского языка?


بسم الله الرحمن الرحيم

Некоторые приверженцы ашаритского каляма приводят, передаваемые от сподвижников, толкования Корана, называя их “таъвилем” Качеств и Атрибутов Аллаха. Однако если мы углубимся в понимание текстов, то поймем, что никто не толковал Атрибуты аллегорически, а лишь указывал на значения текстов в арабском языке. Просто кто-то сегодня путает слова и понятия.

Передается что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Аллах сказал (وَالسَّمَاء بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ) “Мы воздвигли небо благодаря могуществу”. Т.е. могуществом и силой”. Приводит Куртуби и др.

Тем самым по их мнению Ибн Аббас, аллегорически толкует Атрибут Аллаха Руки (аль-Яд).

Однако, надо знать арабский язык, прежде чем утверждать подобное. Слово (الأيد) “аль-Айд”, совсем не означает мн. число арабского слова (اليد) “аль-Яд”, основой этого является слово (أيد) “Айд”. Сказал языковед прошлого, Ибн Манзур, в книге-словаре “аль-Лисан”, глава (أيد): “”Айд” значит, сила… Как в Словах Аллаха: (واذكر عبدنا داود ذا الأَيْد) “и вспомни раба Нашего, Дауда, обладателя мощи (аль-айд)”. Т.е. мощи… (التأْيـيد) “тайийд” – масдар глагола “айядту” (поддержал), что значит, добавил силы. Аллах сказал: (إِذ أَيدتك بروح القدس) “Я поддержал тебя Святым Духом”…”. Книга “Лисан аль-Араб”.

На это в принципе отвечает и сам Имам аль-Ашари в своей книге “аль-Ибана” опровергая доводы джахмитов и муътазилитов, аллегорически толковавших Атрибут Руки:

مسألة: وقد اعتل معتل بقول الله تعالى: {والسماء بنيناها بأيد} الذاريات47، قالوا: الأيد القوة، فوجب أن يكون معنى قوله تعالى: {بيدي} ص75، بقدرتي، قيل لهم: هذا التأويل فاسد من وجوه:

أحدها: أن “الأيد” ليس بجمع لليد؛ لأن جمع “يد” أيدي، وجمع “اليد” التي هي نعمة أيادي، وإنما قال تعالى: {لما خلقت بيدي} ص75، فبطل بذلك أن يكون معنى قوله: {بيدي} ، معنى قوله: بنيناها بأيد

“Этот неблагоразумный, выставил для себя отговоркой Слова Аллаха: “(وَالسَّمَاء بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ) “Мы воздвигли небо благодаря могуществу”. Сказав, что “аль-айд”- есть сила, и таким образом обязательно следует толковать смысл Слов Аллаха: “”би-ядейн”- Двумя Руками, как двумя силами”. Им следует ответить, что этот “таъвиль”, несостоятелен в двух сторон: 1) (الأيد) “аль-айд”, не является мн. числом (اليد) “аль-яд”, его мн. число (أيدي) “аль-айдий”, а мн. числом (اليد) “аль-яд”- что означает силу, будет (أيادي) “айядий”. Аллах сказал:” (لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ) кого Я сотворили Своими обеими Руками”. Этим становится не состоятельным, чтоб смысл (بِيَدَيَّ) Двумя Руками, был подобен смыслу (بَنَيْنَاهَا بِأَيْد) Мы воздвигли благодаря могуществу”. См. “аль-Ибана” стр. 108.

وقال ابن خزيمة في التوحيد: (وزعم بعض الجهمية: أن معنى قوله: «خلق الله آدم بيديه» أي بقوته، فزعم أن اليد هي القوة، وهذا من التبديل أيضا، وهو جهل بلغة العرب، والقوة إنما تسمى الأيد بلغة العرب، لا اليد، فمن لا يفرق بين اليد والأيد فهو إلى التعليم والتسليم إلى الكتاتيب أحوج منه إلى الترؤس والمناظرة.) التوحيد ص87

Сказал Имам Ибн Хузейма аш-Шафии: “Некоторые джахмиты считают, что смысл (خلق الله آدم بيديه) Аллах создал Адама Своими Двумя Руками, значит Своими двумя силами. Они считают, что (اليد) аль-яд есть сила. Это относится к подмене, и является невежеством в понимании арабского языка. Сила в арабском языке называется (الأيد) аль-айд, а тот, кто не видит в этом разницы, то ему следует еще учиться и учиться, а не лезть в диалог и спор”. См. “ат-Таувхид” стр. 87.

Опровержение на все домыслы по поводу “таъвиля” Сахабов и Имамов прошлого, вы сможете прочитать в книге “аль-Ашаира фи мизан Ахлю-Сунна” Шейха Фесала аль-Джасима на стр. 547 – 592.

Связанные записи

Leave a Reply

Введите цифры: