Убеждения Салафов и приверженцев науки Хадиса “Асхаб аль-Хадис”. Продолжение
(Вопрос “произношение Корана”)
А что по поводу произношения Корана, то Шейх Абубакр аль-Исмаилий аль-Джурджаний[1] упомянул в своем послании, которое он написал для жителей Джилана: “Кто посчитал, что его произношение Кораном созданное – желая указать на Коран – тот сказал о сотворении Корана”.
Ибн Махди ат-Табари[2] писал в своей книге “аль-Иътикъад” написанной для жителей этих местностей: “Мнение Ахлю-Сунна валь-Джамаа,- это убеждение что Коран является Речью Аллаха, Свят Он, откровением Его ниспосланным, приказом Его и предостережением, что он не созданный. Тот же, кто скажет, что он создан, является неверующим “кафиром” в Аллаха Величайшего. Коран сохранен в наших грудях, читается на наших языках, записывается в наших “мусхафах”. Он является Речью, которой говорил Аллах, тот же, кто скажет, что Коран в моём произношении созданный, либо скажет что моё произношение Кораном создано, тот невежда заблудший и неверующий в Аллаха Всевышнего”.
Я указал именно на эти слова из книги Ибн Махди, потому что они мне очень понравились. Здесь он следует праведным предкам из “Асхабуль-Хадис” в то время как он был широк в науке “Каляма”, чему свидетельствуют его внушительные работы в этом и его главенство среди ведущих учённых мутакаллимов[3].
Нам рассказывал Хафиз, Абу АбдуЛлах[4]: “Я читал следующее, написанное рукой Абу Амра аль-Мустамли[5], который слышал, как Абу Усман, Саид ибн Ишкаб[6] говорил: “Я спросил Исхака ибн Рахавейхи[7] про произношение Корана, и он ответил: “Не следует вести разговоры на эту тему. Коран- Речь Аллаха и он не создан”".
Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, писал в своей книге “аль-Иътикъад”, которую он написал, как раз поясняя этот вопрос: “А что по поводу рассуждений о произношении рабов Аллаха Корана, то на этот счет ничего не известно ни от сподвижников (сахабов) ни от их последователей (табиинов). Однако у нас есть слова того, кто нам достаточен и которые закрывают и исцеляют этот вопрос, в следовании за кем есть верное руководство, и чье слово стоит на уровне первых Имамов. Это Абу АбдуЛлах, Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах. Абу Исмаил ат-Тирмизи рассказывал мне: “Я слышал как Абу АбдуЛлах, Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах, говорил: “ал-Ляфзийя[8] являются джахмитами. Аллах сказал:
“… то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха”. Сура ат-Тоуба 6 аят. Так от кого же он услышит?”
Он[9] сказал: “Затем я слышал, что группа ученых из наших соратников, не помню всех их имен, передавали от него[10], что он говорил: “Кто скажет, что моё произношение Корана создано тот является джахмитом, а кто скажет, что не создано тот нововведенец”.
Мухаммад ибн Джарир продолжил: “И мы не можем что-либо добавить к его[11] словам, т.к. нет никого из Имамов высказывающихся по этому поводу и достойных следования за ними. А его слов нам достаточно, он Имам за которым следуют, да смилуется над ним Аллах”.
Эти слова Мухаммада ибн Джарира я процитировал из его книги “аль-Иътикъад”.
В этих словах он- Мухаммад ибн Джарир- отводит от себя все подозрения и наговоры, что якобы он отклонился от пути Ахлю-Сунны в этом вопросе.
То, что передано им от Ахмада, да будет доволен им Аллах, о том, что “ал-Ляфзия” являются джахмитами, то это достоверно известно от него. Ахмад сказал это потому что Джахм и его приспешники открыто заявляли о сотворённости Корана, а те кто стал употреблять термин “произношение”, сделали это вступительной частью к утверждению сотворенности Корана, потому как боялись заявлять об этом открыто перед сторонниками Сунны. Они стали употреблять термин “произношение” желая указать на то, что Коран в нашем произношении сотворен, из-за этого Ахмад и назвал их джахмитами.
Так же передается, что он сказал: “ал-Ляфзия хуже чем джахмиты”.
А что по поводу слов переданных Мухаммадом ибн Джариром от Ахмада, да смилуется над ним Аллах, что сказавший: “моё произношение Корана не создано тот является нововведенцем”, то здесь Имам хотел указать, что Салафы из Ахлю-Сунны не говорили ничего по теме “произношения” и не считали это нужным. Разговоры об этом стали исходить от глупцов занимающихся новшествами, не относившихся с осторожностью к предостережениям от заблуждений, порицаемых речей и зашедших в те вопросы, в которые не заходили их предшественники из Ученых Ислама. Имам же сказал, что это слово само по себе новшество, и приверженцу Сунны следует отстраниться от него и не произносить его и ничего подобного этому. Следует ограничиться словами, сказанными Салафами, авторитетными Имамами, что Коран, является Речью Аллаха, не созданный, а тот, кто скажет, что он создан тот неверующий.
Поведал мне Хафиз, Абу АбдуЛЛах, Хаким, что в городе Марва, рассказал ему Абу-Бакр, Мухаммад ибн АбдуЛлах аль-Джарахи, что ему говорил Яхья ибн Сасувейх, слышавший от Абд аль-Карима ас-Суккари передававшего от Вахба ибн Зама, слышавшего, что Али аль-Башани говорил: “Я слышал, как АбдуЛлах ибн Мубарак сказал: “Кто не уверует в букву из Корана, тот стал неверующим. Кто скажет, я не верую в эту (букву) “Лям”[12], то проявил неверие”.
(Вознесение Аллаха на Трон)
“Асхабуль-Хадис” убеждены и свидетельствуют о том, что Аллах, Свят Он, над семью Своими небесами, на Троне Своём Вознесшийся, как это сказано в Книге Его, в Словах Его в суре аль-Аъраф:
“Воистину, ваш Господь Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон”.
И Слова Его в суре Юнус:
“Воистину, ваш Господь Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание”?
И Слова Его в суре ар-Раъд:
“Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон”.
И Слова Его в суре аль-Фуркъан:
“Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего”.
И Слова Его в суре ас-Саджда:
“Аллах Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание”?
И Слова Его в суре Та-ха:
“Милостивый вознесся на Трон”.
Аллах оповестил нас, что проклятый Фараон сказал Хаману:
“Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом»”. Он сказал это, потому что слышал от Мусы, мир ему, что Господь его в Небесах, разве ты не видишь слова его: “Воистину, я считаю его лжецом”, т.е. в его утверждении, что в Небесах есть Бог. Ученые этой Уммы и выдающиеся Имамы Салафы, да смилуется над ними Аллах, ни сколько не разногласят в том, что Аллах Всевышний, на Троне Своём, а Трон Его над небесами.
[1] Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, Абубакр аль-Исмаилий аль-Джурджаний, Хафиз. Он был из величайших ученых Шафиитов в Джурджане. Родился в 277 г. Хаким говорил о нем “аль-Исмаилий, единственный в свое время, Шейх Мухаддисов и Факъихов, почтеннейший из из них”. Он брал знания от Ибн Абу Шейбы, Ибн Хузеймы и многих других. Читайте о нем в “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра” 2\79.
[2] Али ибн Мухаммад ибн Махди, Абу аль-Хасан ат-Табари, известный ученик Абу аль-Хасана аль-Ашари, он постоянно находился с ним в Басре и учился у него. Бывал в Дамаске и учился у многих ученых того времени, достиг больших знаний в науке “Каляма”. Был муфтием во многих науках. Умер примерно в 380 г. Читайте о нем в “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра” 2\312.
[3] Имам ас-Сабуни по видимому указывает что Ибн Махди, ученик аль-Ашари, не соглашался с Ашаритами и Куллябитами в их трактовке Атрибута Аллаха- Речь (Калям), в которой они указывали что Речь Аллаха это лишь смысл, не связанный с Его Желанием (машият) и Мощью (къудрат), ей не присущ звук. Коран же, по их мнению, является повествованием (ибара-хикая) от Речи Аллаха, Аллах не говорил Кораном, Коран, по их мнению, повествует либо Джибриль либо сам Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Подробней об убеждениях ашаритов, читайте комментарии на “Акъиду аль-Васатийя” Азхарского ученого, Мухаммада Халиля аль-Харраса, стр. 181. От переводчика.
[4] Имеется в виду Хаким ан-Нейсабурий.
[5] Ахмад ибн аль-Мубарак ан-Нейсабурий, известный как Абу Амру аль-Мустамли, Хафиз, ученый-аскет. Был одним из ученых Хадиса, получал знания от Ахмада ибн Ханбаля и ученых его времени. Умер в 284 г. Читайте о нем в “Тазкират аль-Хуффаз” 2\644; “Сияр” 13\333.
[6] Это прозвище Хусейна ибн Ибрагима ибн аль-Харра аль-Амирий из Хурасана. Умер в 206 г.
[7] Исхак ибн Ибрагим ибн Мухалляд ат-Тамими аль-Ханзалий аль-Марвази. Абу Якъуб, живший в Нейсабуре и один из выдающихся Ученых этой местности. Известен как Ибн Рахавейх. Родился в 166(161) г. Получал знания от Ибн аль-Мубарака еще в юношестве, от Фудейля ибн Аяда, ад-Дарурдий и других ученых этого времени. Его учениками были Имам Ахмад, Ибн Маин и многие другие. Он бывал в Ираке, Хиджазе, Шаме, Йемене, был одним из величайших Хафизов. Умер в 238 г. Читайте о нем в “Тазкират аль-Хуффаз” 2\433; “Табакъат аль-Ханабиля” 1\109; “Сияр” 11\358.
[8] ал-Ляфзийя,- это секта, которая спекулировала термином “произношение Корана”- “Ляфз биль-Куран” и пыталась тем самым указать на то, что Коран создан.
[9] Имеется в виду Абу Исмаил ат-Тирмизи.
[10] Имеется в виду Имам Ахмад.
[11] Имеется в виду Имам Ахмад.
[12] Следует отметить, что здесь подразумевается отказ верить в букву из Корана в “къираате” (чтении) утвержденном достоверной передачей и переданной через многочисленные пути передачи (таватуран). Сюда не входит то, в чем есть разногласия среди Ученых по поводу других “къираатов”. От переводчика.