Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи. Окончание
О дне его смерти и большом количестве молившихся на его похоронах
Мне рассказывали многие из тех, кто присутствовал в Дамаске в день его смерти, да будет доволен им Аллах, что Шейх, да осветит Аллах его могилу, за несколько дней до этого приболел. В это время Шамсу-дин аль-Вазир[1] был в Дамаске. Как только он узнал, что Шейх заболел, он сразу же попросил его позволения посетить его и Шейх разрешил ему. Когда он зашел в тюрьму к Шейху, то стал извиняться перед ним и искать оправдание для себя, желая, чтоб тот простил ему все плохое, что могло исходить от него в отношении Шейха.
Шейх же сказал ему: “Поистине я простил всем, кто проявлял вражду по отношению ко мне, не понимая, что я все-таки был прав”.
А так же он говорил, смысл чего выражался в следующем: “Я прощаю Султана Насыра за то, что он одобрил мое заключение в тюрьму, так как он совершил это, слепо следуя за другими, потому ему есть оправдание. Он не сделал это от себя, а лишь последовал тому, что довели до него, и что он посчитал правдой, однако Аллах знает, что это не соответствовало ей. Я прощаю всем, кроме врагов Аллаха и Его посланника”.
Мне передавали, что после этого Шейх оставался в таком состоянии до понедельника 20 числа запретного месяца Зуль-Къаада 728 года, утром этого дня он и умер, отправившись навстречу к Милости Аллаха Всевышнего и Его Довольству. До самого последнего дня Шейх усердствовал в познании Аллаха Всевышнего, проявлял терпение, ожидая награды своего Господа, оставаясь сильным духом, не страшась ничего и не уклоняясь ни на йоту от истины, до последней секунды жизни он, да будет доволен им Аллах, был отстранен от всего кроме Аллаха.
Как только люди услышали о его смерти, все жители Дамаска, кто был физически в состоянии придти и помолится за него на погребальной молитве, оставив все свои дела и заботы, направились проститься с Шейхом. Даже рынок Дамаска не открылся в этот день, всё словно замерло, люди оставили все свои дела. Вышли руководители, ответственные лица, ученые, военные, мужчины, женщины, дети, вышли люди представляющие все слои населения города.
Пришли практически все жители, кроме трёх личностей, которые были известны своей враждой к Шейху, посему они и побоялись выйти на улицу в этот день, понимая, что если они выдут, то народ просто закидает их камнями до смерти.
Шейха омыли и завернули в “кафан”. Для того чтоб получить оставшуюся от обмывания Шейха воду, собралось огромное количество людей, и лишь немногим досталось что-то от неё. Затем, как только вынесли носилки с его телом, народ сразу же обступил их со всех сторон, каждый, прикоснувшись, желал снизыскать “баракат”- благоволения, из-за этого несущие носилки испугались, что они по неосторожности смогут их перевернуть. Чтоб избежать этого, военные и руководители окружили его носилки и не подпускали никого близко к ним. Людей становилось все больше и больше, собиралось огромное количество горожан. Затем Шейха занесли в мечеть Бану Умейя, полагая, что может в ней люди уместятся для погребальной молитвы за Шейха, однако множество людей остались молиться вне мечети из-за того, что в ней не оставалось места. После этого, на руках самых влиятельных и уважаемых людей Шейха понесли по окрестностям Дамаска, где на широкой открытой местности вновь помолились за него люди.
Один из тех, кто присутствовал в этот день на похоронах, рассказывал мне: “Я помолился за Шейха еще в мечети. Когда же народ остановился, чтоб помолится за него в городе, я пожелал подняться повыше и посмотреть, сколько же народу собралось на молитву? Я стал оборачиваться на право и на лево, и не смог увидеть конца рядов стоящих на молитве, люди заполнили все окружаемое пространство! Присутствующие на похоронах были единогласны в том, что на них собралось больше чем пятьсот тысяч человек”[2].
Ученые по истории сказали, что в истории не упоминается о подобном сборе мусульман для похорон кого-либо из верующих, кроме сбора на похоронах Имама Ахмада, да будет доволен им Аллах.
Затем, Шейха принесли на кладбище и положили в могилу. Тут пришел Шамсу-дин аль-Вазир и прочитал погребальную молитву над Шейхом, к нему так же присоединились руководящие лица, влиятельные персоны в государстве, а также все кто пожелал.
Никогда еще, ни на одних похоронах не наблюдалось того, что наблюдалось на похоронах Шейха Ибн Теймийи, из почтения, скорби, величия, значимости и уважения людей, проявленных там. Сколько было скорби, сколько речей прославления его дела. Сколько было высказано похвалы в его адрес за то, что собралось в нём из Знания и дела, аскетизма и поклонения, отстранения от мира этого и стремления к миру будущему, бедности и альтруизма, щедрости и простоты, терпения и твёрдости, проницательности и защиты Истины. Его жёсткости в отношении врагов Аллаха и Его посланника, а так же всех, кто уклонился с его пути. Его постоянства в помощи Аллаху, Его посланнику, Его религии и Его народу, скромность и простота перед Его любимцами – “авлия”, щедрость и уважение к ним. Все знали о его простоте и отстранении от этого мира и его украшений, о его усердии в стремлении к будущей жизни, и это было на устах мужчин женщин и даже детей! Каждый из них, высказывал хвалебные речи о Шейхе, из того, что было известно ему.
В этот день его и похоронили, да будет доволен им Аллах.
После этого еще долго люди с деревень, окраин и других городов, верхом и пешком, продолжали приходить и молиться на его могиле. И как мне стало известно, что куда бы не дошла весть о его смерти, там во всех мечетях собирались люди, чтоб почитать за него молитву. В частности это происходило на землях Египта, Шама, Ирака, Тебриза, Басры и деревень в их окрестностях.
Невозможно сосчитать количество того, сколько раз был прочтен Коран, и награда за это была послана для Шейха. Особенно это происходило в Дамаске, Египте, Ираке, Тебризе, Басре и других городах.
Многие уважаемее ученые, написали “касиды”[3] повествующие о жизни и смерти Шейха, однако эта моя работа не может вместить даже малую часть из них.
И всё это, мы обязаны были совершить по отношению к Шейху, и это по праву принадлежало Шейху, за его усердие в наставлении нас на путь Истины, и прямую дорогу, которую он пояснил ясными доказательствами разума и доводами Корана и Сунны, особенно это выражалось в Основах религии. Аллах облагодетельствовал людей этим Ученым в этом веке, в то время, когда распространилось всяческое новшество и забылась Сунна, когда большинство людей, не чувствуя и не зная погрязли в новшествах и запретном. Аллах облагодетельствовал всех тем, что благоволил к нему в понимании Основ религии, в разъяснении истинного знания и верных убеждений. Аллах сделал его единственным, отстранив от новшества и заблуждений, разъясняющим таким образом, каким еще никто не говорил. Все это он написал в своих работах и книгах, изложил в истинных основах и правилах которые он заложил и выводах которые он сделал. Его ясные и твердые доводы, которые он излагал, согласованны с разумом и доказательствами Корана и Сунны, чего не было под силу никому из “мутакаллимов”[4]. Сколько же Шейх привел доказательств разума и доводов Корана и Сунны, что напрочь разрушило все основы нововведенцев, и раскрыло их порочные и сомнительные доводы.
Да воздаст же Аллах, лучшим воздаянием. Славен Тот, Кто наделил его этим, и благоволил к нему ведя к Истине, наделил терпением его до самого конца жизни, и довольствовался им и он был доволен Им. И да наделит Аллах нас и всех мусульман, жизнью и смертью на Коране и Сунне, покуда мы не встретимся с Ним, следование им во всем.
Заключение
Хвала Аллаху в начале и конце, явно и скрыто, хвалой прекрасной многочисленной и благословенной, как любит наш Господь и чем довольствуется. Мир и благословения лучшему из творений Аллаха, печати всех Пророков, господину усердствующих, нашему любимому Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам. Хвала Аллаху Господу миров.
[1] Шамсу-дин, АбдуЛЛах, Габриель ибн Сун’атуЛЛах. Возглавлял надзирательный орган над всеми государственными учреждениями в Дамаске. От переводчика.
[2] Хафиз аль-Барзали упоминал в своей книге, что одних женщин собравшихся для молитвы было 15.000, а мужчин было до 200.000 чел.
[3] Стихи.
[4] Ученые в науке “Каляма”.
Ассаламу алейкум варахматуллах!
Джазакум Ллаху хайр за такую прекрасную работу и перевод этой статьи про Шейха,
Перечитал все отрывки на одном дыхании.
Но не совсем понял вот это:
Для того чтоб получить оставшуюся от обмывания Шейха воду, собралось огромное количество людей, и лишь немногим досталось что-то от неё.
каждый, прикоснувшись, желал снизыскать “баракат”- благоволения,
После этого еще долго люди с деревень, окраин и других городов, верхом и пешком, продолжали приходить и молиться на его могиле.
Невозможно сосчитать количество того, сколько раз был прочтен Коран, и награда за это была послана для Шейха.
эти высказывания както не вяжутся с акхидой проповедуемой Шехом, если я не ошибаюсь
Отзыв от Abu Muhammad — 24 мая 2009 в 20:22Ваалейкум ассалам ва рахматуллах.
Отзыв от Имам — 24 мая 2009 в 23:53- Эти моменты как указал аль-Баззар и другие источники происходили во время похорон, а исходили они как видно от простых людей а не Ученых и учеников Ибн Теймийи. Табаррук от тела праведников или от воды использованной для его омовения,- не приемлем исходя из практики Сахабов, табиинов и Имамов мазхабов. Этого не практиковал никто из них.
- А на счет чтения Корана и послание награды за это умершему, то у Имамов мазхабов на этот счет разногласия. Ханбалиты и Ханафиты в том числе Ибн Теймийя, позволяли это. Ранние Шафииты и Маликиты, нет, но поздние в последствии изменили свое мнение.
- А на счет молитвы на его могиле, то это имеется ввиду молитва “джаназа” (погребальная молитва), она без поясных и земных поклонов. Ее совершают на могиле те, кто не успел помолится над усопшим до похорон.
Как видно, подобные действия исходили от простых людей а не от Ученых и учеников Шейха Ибн Теймийи. Мне же по поводу этого нечего сказать, кроме как указать на слова ученных исследователей в этом вопросе. Сказал Имам аш-Шатыби аль-Малики аль-Ашари (умер в 790 г.) в своей книге “аль-Иътисам” 2\8-9, после того, как указал на достоверность “табаррука” сподвижников от Пророка, и оставшихся от него вещей, да благословит его Аллах и приветствует, рассуждая о дозволенности подобного в отношении праведников: “Сподвижники, после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не делали подобного ни с кем после него. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил после себя никого лучше чем Абубакр ас-Сидикъ, да будет доволен им Аллах, он был его наместником, но никто ведь не делал в отношении него что-либо подобное. То же самое в отношении Умара, да будет доволен им Аллах, а он был лучшим из Уммы после Абубакра. То же самое, можно сказать по поводу Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах, они были самыми наилучшими после них. Ничего не известно из достоверно переданного, чтоб кто-то делал “табаррук” от них в какой-либо форме из ранее перечисленных,- от волос, одежды и остатков воды после омовения- напротив они ограничились тем, что следовали за ними в их делах, словах и пути, который проложил для них Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, это указывает на их “Иджма” в оставлении подобных вещей”. Подобного же мнения был сам Шейх Ибн Теймийя, Ибн Къайим аль-Джавзия, Ибн Раджаб аль-Ханбали и многие ученые до и после них.
Отзыв от Имам — 25 мая 2009 в 23:47