Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи. Продолжение
Его щедрость
Шейх, да будет доволен им Аллах, являл собой образец щедрости, и ему не надо было менять себя, чтоб стать таким. Я упоминал ранее, что он никогда не откладывал денег. Напротив, он раздавал всё, что мог, и он никогда не отворачивался от того, кто приходил просить у него что-нибудь из того, что у него было, будь то дирхам или динар, одежда, книги и т.п.
Порой бывало так, что к нему подходил нуждающийся, но у него не было ничего, что можно было бы дать, и только из-за того, что он не хотел отпускать его с пустыми руками, он снимал с себя одежду и отдавал её ему. Это то, что все о нём знали.
Шейх Такъию-дин ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Са’ид рассказывал: “Однажды я сидел с Шейхом Ибн Теймийей, и пришел один человек и поприветствовал его. Шейх увидел, что тому человеку нужно было что-нибудь, чем обернуть голову. И он, даже без просьбы человека, снял свой тюрбан, разрезал его пополам, завернул свою голову одной половиной и другую отдал тому человеку”.
И быть может те, кто недостаточно понимает суть его действий, полагают, что со стороны Шейха это представляло собой бесполезную трату денег, или являлось определенным образом расточительством, которое порочит благочестие человека, но это совсем не так.
Все что у него было – это его одежда, и он полагал, что если снимет что-либо, кроме своего тюрбана, то это не принесет пользы ни ему, ни другим. И в то время у него не было другой одежды, которая ему была не нужна, и которую он бы смог отдать. Поэтому он поспешил отрезать часть того, что ему не нужно было целиком, и оказался одновременно полезным своему брату мусульманину частью этого тюрбана и себе остальной его частью.
Это самый лучший и разумный способ в том, как надо себя вести в подобных ситуациях и это именно та щедрость, за которую он был известен.
Что упомянуто, это касается щедрости и альтруизма, а что по поводу расточительства, которое порочит благочестие человека, то это не имеет никакого отношения к тому, что с ним происходило. Скорее, это все от его крайней простоты и скромности. От того, что он не считал себя лучше других, и не желал превозносить себя перед присутствующими. Это - достойная похвалы черта характера, которая необходима с логической и религиозной точек зрения.
Подобный пример относится к лидеру человечества и лучшему из людей в манерах, благочестии, интеллекте и знаниях – Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Передается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к группе мусульман в мечети в черном плаще с белыми краями. Один мужчина увидел его и сказал: “О посланник Аллаха, подари его мне!” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который никогда никому не отказывал, снял с себя этот плащ и отдал тому человеку из щедрости. Люди стали укорять этого мужчину: “Ты поступил нехорошо! Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, надел этот плащ потому, что нуждался в нём, а потом ты обращаешься к нему с такой просьбой, зная о том, что он никогда не отказывает просителю?!». Он же сказал им в ответ: “Поистине, клянусь Аллахом, я просил его не для того, чтобы носить этот плащ, а только для того, чтобы потом он послужил мне саваном!” Передатчик хадиса сказал, что он действительно хранил его до смерти и был похоронен в нём.[1]
Это хорошо известный хадис, который был передан многими заслуживающими доверия передатчиками, и это самое ясное доказательство тому, что мы сказали.
Один заслуживающий доверия друг рассказал мне, что однажды Шейх шел по улице, и один из бедняков обратился к нему. Он знал, что тот человек был нуждающимся, но у него не было ничего, что бы он мог дать ему. Тогда он снял часть своей одежды, которая была на нем, и отдал со словами: “Продай это и воспользуйся вырученными деньгами. Это все, что у меня есть, и я очень сожалею, что у меня нет больше ничего, чтобы можно было бы вам дать”.
Это еще один пример того, что он не упускал ни малейшей возможности помочь, чтобы приблизиться к Аллаху, пример его щедрости, и желании разделить все, что он имел, много этого было или мало. И все это является самыми ясными проявлениями искренности к Аллаху.
Слава Тому, Кто ведет того, кого Он пожелает к тому, что Он пожелает!
Также один заслуживающий доверия друг, рассказал мне, что Шейх, да будет доволен им Аллах, никогда не отказывал никому, кто просил у него что-либо из его книг. Он предлагал, чтоб просящий пошел и выбрал для себя то, что он желает.
Однажды один человек приехал и попросил у него книгу, которая могла быть полезной ему. Тогда Шейх сказал, чтобы тот вошел в его библиотеку и выбрал то, что он хочет. Этот человек среди книг Шейха увидел дорогой экземпляр Корана, взял его и ушел. Некоторые из тех, кто там присутствовал, стали критиковать Шейха за это, и он сказал: “Разве подобает мне удерживать его от того, что он попросил? Оставьте его, поскольку он может извлечь пользу из этого”. Шейх, да будет доволен им Аллах, был всегда очень резок с теми, кто препятствовал кому-либо брать научные книги после того, как человек попросил её, говоря: “Не подобает удерживать знание от того, кто ищет его”.
Частью его благородства было то, что он никогда не смотрел с желанием на должность лидера или руководителя.
Этих примеров его щедрости довольно тем, кто желает следовать в этом по его стопам.
[1] Передали аль-Бухари (5810) и Ибн Маджа (3555)