Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи. Продолжение
Его внешний вид[1] и одеяния
Его внешний вид и одеяния всегда были умеренными. Он не носил экстравагантных одежд, которые могли бы привлечь внимание или в которых бы он выглядел как-то особенно. Напротив, вся его одежда и внешний вид были как у обычных людей, и он не предпочитал одну одежду другой. Он одевал то, что ему было доступно, и ел то, что было доступно, и “базаза”[2] скромность веры были очевидны на нём.
Никогда не видели, чтоб Шейх привлекал к себе внимание своим тюрбаном, своей одеждой, своей походкой, или тем как он стоял или сидел. Он никогда не наряжался, встречая кого-то, даже если они приезжали к нему из других земель.
Меня поразило то, что еще до того, как я познакомился с ним, мне приснился сон, в котором он и я сидели, и ели одну и ту же пищу в особой манере. И когда мы все-таки встретились, я увидел, что он ел ту самую пищу, в той манере, как я видел это во сне. Он усадил меня и мы ели так же, как это мне приснилось!
Я слышал от многих, что они никогда не видели и не слышали, чтоб Шейх просил еду - обед или ужин, не важно как долго он оставался занят благими делами и распространяя знания. Иногда ему подносили еду, к которой он не притрагивался достаточно долгое время, а когда он ее замечал, то мог отведать от нее совсем небольшое количество.
Шейх никогда не упоминал о наслаждениях и прелестях этого мира, никогда не говорил и не просил их. Напротив, все его мысли и разговоры были заняты Будущей жизнью и тем, что могло бы приблизить его к Всевышнему Аллаху.
Именно таким он был, и так выглядел. Мы никогда не слышали, чтоб он просил особенный вид одежды. Его родные приносили ему одежды, когда они знали, что ему надо сменить то, что он носил. Иногда он ходил в одной и той же одежде так долго, что она становилась пыльной, но он не просил никого, чтоб ему её постирали, наоборот члены его семьи спрашивали его, нужно ли ему постирать их.
Его брат[3] был одним из тех, кто заботился о его мирских нуждах, и он рассказывал мне: “Таким он был в еде, питье, одежде и всём, без чего нельзя обойтись в этом бренном мире”.
Я не видел, чтоб кто-нибудь уважал и почитал Шейха больше, чем его брат. В его присутствии он сидел так, словно на его голове была птица[4], и он уважал и почитал его, как люди уважают и почитают правителя. Нас это впечатлило, и мы сказали ему: “Обычно семья человека не обращается с ним подобно тому, как обращаются посторонние. Обычно отношения менее формальные, а мы видим, что вы с Шейхом, словно вы его ученик, и относитесь к нему со всем уважением и почтением”. Он ответил нам: “Я знаю о нём то, что не знает больше никто, и поэтому я обязан обращаться с ним так, как вы это видите”. Когда же мы спросили о том, что он видел особенного[5], он отказался отвечать нам, поскольку знал, насколько Шейху это было ненавистно.
[1] В “Сияр А’лям ан-Нубаля” 17/504, Имам аз-Захаби говорит: “Шейх был белокожий, его волосы и борода были черными, седины у него было совсем немного. Волосы его спускались до мочек ушей. Его глаза были подобны двум говорящим языкам. Был среднего роста, широкоплеч, голос его был громкий, и он был очень красноречив, быстро читал…”.
[2] Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «”базаза” (скромность, изношенность, ветхость)- от веры». Передал Ибн Маджа (4118) и Абу Дауд (4161), и аль-Албани подтвердил достоверность в ‘ас-Сильсиля ас-Сахиха’ (341)
[3] Абу Фарадж, Зайну-дин, Абдурахман ибн Абдул-Халим ибн Теймийя, родной брат Шейхуль-Ислама. Он был так же уважаемым ученым, зарабатывал торговлей. Многие свидетельствовали о его праведности, религиозности и благочестии. Читайте о нем в “Дурар аль-Камина” Ибн Хаджара Аскалани, в “Бидая ва Нихая” Ибн Касира и др. От редактора.
[4] Абу Бакр ибн аль-Мабари сказал: «Существует два толкования выражения «сидеть, словно на голове у него были птицы». Первое: они сидели неподвижно, опустив свой взор, и птицы садятся только на то, что неподвижно. Так говорится о человеке, который мягий и тихий, так, что птицы могут садиться на его голову из-за его спокойствия.
Второй смысл относится к фразе Сулеймана бин Дауда (мир им) который сказал ветру «Неси нас» и сказал птицам «Укройте нас» И ветер понес его и его товарищей, а птицы укрыли их. Его товарищи опустили взор из уважения и благоговейного страха перед ним, и оставались полностью молчаливыми, и не произносили ни слова, если только он не спрашивал их. Поэтому так говорится о людях, если они молчаливы, что они ученые, которые сидят, словно на их головах находятся птицы, и они подобно товарищам Сулеймана (мир ему)». См. ‘аль-Джами’ ли Ахляк ар-Рави ва Адаб ас-Сами’ (1/92)
[5] Вероятно брат Ибн Теймийи подразумевал “караматы” Шейха, которые он видел и что заставляло его с особым усердием оказывать почет своему брату. Теме “караматов” Шейха, его ученик аль-Баззар посвятит как раз следующую главу. От редактора.