Большие надежды
بسم الله الرحمن الرحيم
و به أستعين
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
А затем:
Аллах Всевышний порицал народы, которые чаялись и питали далекие надежды в мирском, что отвлекало их от полезных дел для будущей жизни. Смерть настигла их внезапно, и они не успели опомниться. В этот момент они желали лишь одно; Ах если бы продлить немного срок жизни, чтоб наверстать упущенное, но, увы…
Аллах Всевышний сказал:
“Неверующие непременно пожелают оказаться мусульманами. Оставь их, пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают”. Сура аль-Хиджр 2-3 аяты.
Под чаянием понимается, неустанная забота о бренном мире, всецело отдаваясь ему, часто отворачиваясь от будущей жизни.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам, что у многих людей надежды и чаяния намного длинней, чем предписанный им срок жизни.
Передается что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начертил несколько линий и сказал: “Это - надежды человека, а это - его срок[1], и в то время, как находится он в подобном положении[2], неожиданно подходит к нему ближайшая линия[3]“”[4].
Однако поразительно положение потомка Адама- человека, чем больше он приближается к концу своего пути, тем больше он связывает надежд с этим бренным миром и старается их осуществить, и не убережется от этого никто, кроме того, кого уберег Аллах, а их очень мало.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сердце старика продолжает оставаться молодым в двух отношениях: в том, что касается любви к миру этому, и в том, что касается больших надежд”"[5].
Человек неразъединим со своими надеждами. Не питай человек надежд и жить было бы наверное не интересно.
Ибн Хаджар Аскалани писал: “У надежды есть один секрет. Если бы не надежда, то никто бы не испытывал интереса к жизни и не склонилась бы сущность человеческая к совершению каких либо дел для этого бренного мира. Порицаемым же в этом являются далёкие, несбыточные надежды и отсутствие подготовки к будущей жизни. Тот, кто может избежать этого, тот не обязан полностью отказаться от надежд”[6].
Разумным является тот, кто не обольстился несбыточными надеждами и не забыл о блаженной обители, обещанной Аллахом для Своих рабов. Аллах Всевышний сказал:
“Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь всего лишь наслаждение обольщением”. Сура Ааль Имран 185 аят.
Сообщается, что АбдуЛЛах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечо и сказал: “Будь в этом мире таким, будто ты чужеземец или путник”".
Передатчик этого хадиса сказал, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: “Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни - то, что пригодится для твоей смерти”. Имам ат-Тирмизи добавил: “Смотри на себя как на обитателя могилы, ведь ты не знаешь о АбдуЛлах, что тебя ждет завтра”[7].
Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: “Этот хадис, является основой в указании на то, что не следует возлагать больших надежд. Верующему не подобает брать этот бренный мир своим единственным пристанищем, ему следует находиться в нем как путнику, готовящемуся к скорому путешествию”[8].
Рассказывается, что однажды один мужчина зашел в дом Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, и сказал, осматриваясь внутри: “О Абу Зарр, где же предметы домашнего быта?” Абу Зарр сказал: “Ты знаешь, у меня есть дом, в направлении которого я следую”. Мужчина продолжил: “Но послушай, ведь пока ты здесь, должно же что-то быть?” Абу Зарр сказал: “Хозяин этого дома, не позволит нам в нем долго оставаться”[9].
Передается от Хасана, да будет доволен им Аллах, что когда наступил последний час жизни Салмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, то он заплакав сказал: “Поистине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с нами договор, но мы оставили его. Он повелел нам, чтоб наш мирской багаж не превышал багажа путника”. Мы посмотрели (говорит Хасан) на то, что осталось после Салмана и нашли лишь несколько вещей, общая цена которых была 20-30 дирхамов”[10].
Разумному человеку стоит задуматься о своей жизни, ведь может быть, ему осталось совсем немного прибывать в этом бренном мире.
Ибн Кайим аль-Джавзия говорил: “То, что миновало от прожитой жизни,- это мир несбывшихся грёз, то, что осталось от этого мира,- это мир надежд и мечтаний. Между ними же и теряется время”[11].
Большие надежды и несбыточные мечты, порождают леность в поклонении, оттягивание покаяния, желание этого мира, забывчивость о мире будущем, чёрствость сердца, потому что оно становиться мягким и чувствительным, когда вспоминает о смерти, о могиле, о наказании и трудностях Судного дня. Аллах Всевышний сказал:
“Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?” Сура аль-Хадид 16 аят.
Али ибн Абу Толиб, да будет доволен им Аллах, говорил: “Этот бренный мир проходит, жизнь будущая наступает, и та и другая имеет своих потомков. Будьте же из потомков будущей жизни и не будьте потомками бренного мира. Сегодняшний день, это время совершения дел, но нет (сегодня) расчета, а вот завтра расчет, но уже не будет возможности совершать дела”[12].
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
[1] Предписанный срок жизни человека.
[2] Т.е. когда он надеется на что-то.
[3] Короткая линия его жизни.
[4] Приводит Имам Бухари в “Сахихе” под номером 6418.
[5] Приводит Имам Бухари в “Сахихе” под номером 6420.
[6] “Фатх аль-Бари” 11\237.
[7] “Сунан” Имама ат-Тирмизи 4\568.
[8] Книга “Джами аль-Улюм аль-хикам” стр. 377.
[9] Книга “Джами аль-Улюм аль-хикам” стр. 377.
[10] Приводит Имам Ахмад в “Муснаде” 5\438. Ибн Хиббан назвал этот хадис достоверным (2480)
[11] Книга “Надрату ан-наим” 10\486.
[12] Приводит Имам Бухари в “Сахихе” под номером 6416.